Только за первую неделю августа «Грузинская мечта» получила больше пожертвований, чем за первое полугодие. Это почти в пять раз превышает размер партийных взносов в копилку остальных партий, вместе взятых. Власть объясняет этот феномен растущим доверием бизнеса, а в оппозиции говорят о преступных финансовых схемах
По мере приближения выборов количество денег в предвыборной копилке правящей команды быстро растет. Только за первую неделю августа партия получила в качестве пожертвования 1 миллион 700 тысяч лари. По информации государственного антикоррупционного бюро, за один день 8 августа сумма собранных пожертвований в бюджет «Мечты» составила 553 тысячи лари. В целом только за август партии власти перечислили больше средств, чем за первые шесть месяцев 2024 года (1 миллион 404 тысяч лари).
Читайте также Только за один день «Мечте» пожертвовали более полумиллиона лариПремьер-министр Ираклий Кобахидзе не видит в этом ничего экстраординарного.
«Я возглавляю избирательный штаб, и так называемый фандрайзинг или сбор средств – это обычное явление, в том числе и то, что средства из того или иного региона поступают в конкретный промежуток времени, то есть они целенаправленно собирают средства для функционирования штабов», – пояснил Ираклий Кобахидзе на брифинге 15 августа.
В оппозиции происходящее называют излюбленной и безотказной схемой «Грузинской мечты» последних 10 лет. Приближенные к партии власти компании без конкуренции выигрывают все государственные тендеры и возвращают часть денег, полученных предположительно коррупционным путем, в партийную кассу «Мечты», считает член партии «Ахали» Вано Церетели:
«Эти деньги поступают с выигрышей на государственных тендерах. Фактически выделяемые на благоустройство страны и роста благосостояния населения [деньги] уходят на содержание «Грузинской мечты».
Читайте также Грузинское правительство борется с коррупцией, не оставляя следов
Среди лиц, перечисливших внушительные средства «Мечте», есть люди, работающие на Бидзину Иванишвили. К примеру, Нато Хаиндрава, директор «Банка Карту», принадлежащего Бидзине Иванишвили, пожертвовала «Грузинской мечте» 40 тысяч лари. Также в августе деньги партии пожертвовали члены руководящего звена банка Иванишвили. Такая практика в банке наблюдается после прихода к власти «Грузинской мечты».
Руководитель программ грузинского отделения Transparency International Сандро Барамидзе говорит, что значительную часть доноров составляют люди, трудоустроенные в компаниях, которые раз за разом выигрывают государственные тендеры по упрощенным схемам или вовсе без них:
«Это не происходит спонтанно, налицо апробированная годами централизованная схема: физические лица, якобы жертвующие свои деньги в кассу правящей партии, на деле сотрудники, которые получают деньги от руководства компаний, участвующих в этой схеме отнюдь не случайно. По сути это определенная мзда за победу в выгодных тендерах».
Читайте также 9,5 млн лари в копилку «Мечты». TI о пожертвованиях правящей партии
В «Грузинской мечте» категорически не согласны с выводами оппозиции и экспертов. Дело совсем в другом, заверил журналистов депутат Иракли Кирцхалия:
«Что это означает? А означает то, что в период правления «Грузинской мечты» бизнес почувствовал себя комфортно, бизнес почувствовал себя свободным и дышит полной грудью».
В целом, по словам экспертов, в годовом разрезе на долю партии власти уже приходится до 70 процентов пожертвований. По словам заместителя директора НПО «Справедливых выборов» (ISFED) Левана Натрошвили, этот факт вкупе с административным ресурсом ставит фигурантов предвыборной гонки в неравные условия.
Читайте также В погоне за «Мечтой». С чем грузинская оппозиция выходит на финиш избирательной гонки