Детям до 16-ти запрещено. И после тоже

Иллюстративный коллаж

С 1 декабря в связи с принятием закона «О семейных ценностях и защите несовершеннолетних» вступят в силу поправки к 19 существующим законам, в том числе и к закону о высшем образовании. Преподаватели деятели искусства и правозащитники предупреждают о цензуре и риске запрета классической литературы и кино.

«В 37-м году за это расстреливали, в Советском Союзе сажали в тюрьму; эта власть идет тем же путем…» – грузинские профессора и искусствоведы утверждают, что с первого декабря вступает в силу закон, который укрепляет цензуру.

«Запрещается использование в образовательной программе высшего учебного заведения информации и/или ее распространение сотрудником высшего учебного заведения в рамках деятельности данного учебного заведения и/или на территории данного учебного заведения, которая направлена на популяризацию принадлежности к ни одному из биологических полов человека и/или принадлежности к полу, отличному от его биологического пола, отношений, выраженных по признаку сексуальной ориентации между представителями одного и того же биологического пола, или инцеста».

Читайте также «Грузинская мечта» поправляет брачный контракт

Это третья статья закона Грузии о высшем образовании. Что будет считаться популяризацией, уже уточняет закон «О семейных ценностях и защите несовершеннолетних»: «Популяризацией» считается такое действие, которое с точки зрения «объективного наблюдателя» положительно или как пример для подражания представляет сексуальные отношения или инцест между представителями одного и того же биологического пола». Кто является «объективным наблюдателем», в законе не сказано. Тем не менее у искусствоведов и преподавателей уже есть догадки. Они считают, что главная цель закона – нейтрализовать иное мнение, а также установить тотальный контроль и наказать тех, кто выступает против действий нынешней власти как в вузах, так и в различных отраслях культуры.

Закон вступает в силу 1 декабря 2024 года, но педагоги, профессора и искусствоведы уже бьют тревогу. Они утверждают, что под запрет попадут произведения таких авторов, как Федерико Гарсия Лорка, Константинос Кавафис, Джованни Бокаччо, и это не полный перечень.

Читайте также «Декамерон» не запретим»

Цензурой и подчинением искусства считает подобное законотворчество журналист и писатель Давид Кашиашвили. Он читает лекции в нескольких высших учебных заведениях страны. Одна из тем – «преступления, совершенные против представителей ЛГБТ-сообщества и их освещение».

«Это может быть расценено «объективным наблюдателем» как пропаганда. Конечно, я ничего не изменю в лекционном курсе, однако закон предоставляет возможность осудить меня. Бидзина Иванишвили хочет контролировать даже мнения людей, несмотря на то что Конституция Грузии запрещает преследование за свободное мнение. Представьте, меня могут наказать из-за моего последнего романа, который стал победителем конкурса «Литера» и который затрагивает тематику, неприемлемую для нынешнего режима», – говорит в беседе с «Эхо Кавказа» Давид Кашиашвили.

Для нарушителей закона действительно предусмотрены серьезные санкции. В соответствии со статьей 172 (10) Кодекса об административных правонарушениях, которая также вступает в силу с 1 декабря 2024 года, это штраф для физических лиц в размере 1500 грузинских лари, а для юридических – 4000 лари. В случае повторного нарушения закона в течение года после первого штрафа будет возбуждено уголовное дело по статье 176 Уголовного кодекса, который также начнет действовать с 1 декабря. Это может привести к повторному штрафу, лишению права занимать свою должность или заниматься образовательной деятельностью на срок до трех лет, либо к тюремному заключению на два года.

Читайте также Штрафы и лишение свободы – детали инициативы «Мечты» по «ЛГБТ-пропаганде»

Дела об административных правонарушениях будет рассматривать и уполномоченное лицо Министерства образования, науки и молодежи. Кто именно – неизвестно.

Одним из критиков закона является кинорежиссер Георгий Таварткиладзе. По его словам, под ограничения попадут Педро Альмодовар и Пьер Паоло Пазолини – о них будет нельзя говорить или размышлять об их искусстве. Это является ограничением свободы выражения, говорит Таварткиладзе.

«Текст закона наполнен лицемерными формулировками, такими как «защита детей» и «святость семьи». Он автоматически превращает людей в изгоев. Это внедрение псевдоценностей. Власть открыто заявляет о намерении вмешаться в целостность произведения и кинопродукта. Это будет делать некая комиссия. Но всем известно, что только автор может решить, что нужно в продукте, а что нет. В 37-м году за это расстреливали, в Советском Союзе сажали в тюрьму; эта власть идет тем же путем», – делится своим мнением Таварткиладзе в интервью «Эху Кавказа».

Читайте также Законопроект, ограничивающий права ЛГБТ, не затронет театры и литературу – Папуашвили

Конституционалисты считают, что закон «О семейных ценностях и защите несовершеннолетних», а также изменения, внесенные в другие законы на его основе, противоречат Конституции Грузии, ее принципам и правам граждан. Например, этот закон ограничивает права на свободу выражения мнений и право на образование, а также устанавливает цензуру на художественные и документальные произведения.

Закон «О семейных ценностях и защите несовершеннолетних» был принят парламентом Грузии 17 сентября в трех чтениях.

Подписывайтесь на нас в соцсетях