Гарвард против коррупции. Выйдет ли Болгария из тени Кремля?

Новый премьер-министр Болгарии Кирил Петков (в центре) получает поздравления после утверждения его правительства парламентом. София, 13 декабря 2021 года

С лица нового премьер-министра Болгарии Кирила Петкова не сходит улыбка. Одни называют его за это "чеширским котом", другие считают не всегда естественное выражение лица главы кабинета нервной гримасой. Петкову есть из-за чего нервничать: его взлет на вершину власти многие в Болгарии считают слишком быстрым, политического опыта премьеру явно недостает, а проблемы, которые ему предстоит решать, озадачили бы и куда более искушенного лидера. Одна из главных – коррупция, устроенная "по российскому образцу".

41-летний бизнесмен, подростком уехавший с родителями из Пловдива в Канаду, Кирил Петков в своё время вернулся на родину с гарвардским дипломом в области делового администрирования. В сентябре, пробыв несколько месяцев министром экономики в составе технического кабинета, он придумал проект "Продолжаем перемены", который для удобства стали называть партией, и уже в ноябре победил на парламентских выборах всех: и многолетнего экс-премьера Бойко Борисова с его партией ГЕРБ, и полностью растерявших порох социалистов, и шоумена Слави Трифонова с его популистским движением "Есть такой народ".

Друзья и недруги Петкова, естественно, заваливают его перечнем всех вероятных ошибок, которые ему предстоит совершить – или которых ему следует избежать. Опасности подстерегают прежде всего при решении проблем, которые коренятся в социалистическом прошлом Болгарии и в разной степени успешно культивируются сегодня Кремлем.

"Разве мы не знаем, – задаёт вопрос премьеру известный журналист и историк Пламен Асенов, – почему в Болгарии тормозится выполнение мегапроектов: создание балканского транспортного коридора Восток – Запад через Македонию в Албанию, строительство газового интерконнектора с Грецией, туннелей под Балканами и мостов на Дунае?" Для этого есть две причины, считает Асенов: "Первая заключается в том, что такое развитие – против интересов России: Кремль не хочет, чтобы Болгария была процветающей, демократической и европейской страной, потому что тогда ему будет сложнее достичь своих целей здесь и на Балканах в целом. Вторая причина – это активная поддержка Кремля со стороны платных проводников российского влияния в стране. Они занимают ключевые позиции во власти, особенно в энергетике и экономике, а также во многих других областях, координируются друг с другом, воспроизводятся и развиваются... Они также являются основными носителями той огромной коррупции, которая действительно разъедает болгарское общество. Эта коррупция организована по-русски, и если вы действительно хотите победить данное явление, вам придется поднять руку на этих людей".

Эта коррупция организована по-русски, и если вы действительно хотите победить данное явление, вам придется поднять руку на этих людей

Такая картина подтверждается фактами: прошлой осенью расследовательское издание "Важные истории" опубликовало подробный рассказ о том, как на одном из старейших курортов в Болгарии, которым владеет крупнейшая криминальная группировка страны, обосновались руководители российских госкомпаний.

Близкий соратник Алексея Навального Леонид Волков, выступая совсем недавно перед комитетами по иностранным делам и развитию и подкомитетом по правам человека в Европейском парламенте, отметил, что из России ежегодно утекает около 60 миллиардов долларов, в основном в европейскую экономику, и часть из них попадает и в Болгарию. "Факт, что в Болгарии на Солнечном берегу российские чиновники выкупили целые села, комплексы и виллы. Мы не раз находили их в ходе наших расследований", – сказал он.

Тогдашний премьер-министр Болгарии Бойко Борисов (слева) и президенты России (Владимир Путин), Турции (Реджеп Эрдоган) и Сербии (Александр Вучич) на церемонии открытия крупнейшего газового проекта России на Балканах – "Турецкого потока". Январь 2020 года

Пытаясь обрисовать ближайшие перспективы развития Болгарии, публицист Момчил Дойчев указывает на "неопытность новых партий и отсутствие у большинства из них достаточно рациональных реформаторских идей". По его мнению, Болгария является примером "пленённого" государства: "Есть доказательства того, что КГБ и ГРУ только в 1987–1989 годах завербовали около 3 тысяч болгар, которые до сих пор занимают ключевые позиции в партиях, СМИ, законодательной, исполнительной, административной и судебной власти, в бизнесе, в банковском секторе – везде. Наша пророссийская олигархия была допущена в НАТО, чтобы украсть его секреты для Путина, и мы вошли в Евросоюз, чтобы фонды ЕС можно было выкачивать и экспортировать в направлении Кремля. На сегодняшний день Болгария получила более 20 млрд евро помощи от ЕС, из них 12 млрд ушло в Россию. Только в энергетическом секторе мы теряем 4 млрд в год из-за колониальных договоров с Российской Федерацией и убыточных проектов".

Газовый аршин, действительно, является для болгар наглядным измерением зависимости. Рассуждает тот же Момчил Дойчев: "Цена для Сербии – 270 долларов за тысячу кубометров. Цена для Болгарии от того же "Турецкого потока", за который мы, а не "Газпром", заплатили из бюджета 3 миллиарда левов, чтобы довести его до Сербии, составляет 510 долларов за кубометр!!!" К сожалению, отмечает Мартин Димитров – экономист, депутат нового состава Народного собрания, "мы можем ожидать провокации с ценами на газ со стороны России. Когда в этом году Москва увидела проблемы на европейских рынках, она сократила поставки природного газа, прекрасно понимая, что это приведет к росту цен. Тот, кто совершил подобное, может сделать это снова. Наша страна платит за самый дорогой газ на Балканах, потому что мы зависим от одного источника... Срок действия нашего контракта на поставку природного газа истекает в 2022 году. Но нам больше не нужны долгосрочные контракты, нужно, чтобы они были краткосрочными и гибкими. С российской стороны, однако, говорят о противоположной стратегии, пытаясь форсировать подписание долгосрочных контрактов с "Газпромом".

Только в энергетическом секторе мы теряем 4 млрд в год из-за колониальных договоров с РФ и убыточных проектов

Газовую тему активно используют пророссийские болгарские политики. Николай Малинов, лидер партии "Русофилы за возрождение Отечества" (получила на ноябрьских выборах 0,26% голосов, потеряв почти половину даже по сравнению с апрельскими), с полной серьёзностью заявил: "Один звонок в Кремль – и я обеспечу Болгарию дешевым газом". Выглядит, однако, маловероятным, что это обещание основано на пунктах "дорожной карты" о сотрудничестве партии Малинова с "Единой Россией". Во всяком случае, в Москве никто даже намека на подобные обещания не давал. А самому Малинову ещё предстоит суд по обвинению в шпионаже в пользу российских организаций, которое было выдвинуто против него осенью 2019 года. В целом из партий, позиционирующих себя как откровенно пророссийские, относительно преуспело на последних выборах только националистическое движение "Возрождение". Догадавшись сыграть на антиваксерских настроениях определённых слоёв населения, оно преодолело необходимый для представительства в Народном собрании четырёхпроцентный барьер.

Что ожидает Болгарию в области межгосударственных связей, в частности, в отношениях с восточным "большим братом"? Дипломатией в новом правительстве поставлена руководить 50-летняя Теодора Генчовска. Она – "военная косточка": закончила старейшую болгарскую военную академию имени Георгия Раковского, совершенствовала профильные знания в натовских колледжах в США, Британии, Германии и Италии, дослужилась в министерстве обороны до начальника отдела, отвечающего за отношения с НАТО и Евросоюзом. Её собственно дипломатические компетенции пока измерять нечем.

Между тем свежий доклад международного Центра изучения демократии GLOBSEC относительно подверженности стран Центральной и Восточной Европы (Болгария, Чехия, Венгрия, Черногория, Северная Македония, Румыния, Сербия, Словакия) иностранному влиянию, прежде всего со стороны России и Китая, указывает, что общий "индекс уязвимости" Болгарии составляет 42 балла из ста. Это ставит ее на четвертое место по восприимчивости к внешнему влиянию среди перечисленных стран. Индекс охватывает пять областей: общественные настроения, политическую среду, государственное управление, информационную среду, гражданское и академическое пространство. Согласно результатам, Болгария наиболее уязвима для иностранного влияния в сфере общественных настроений (56 баллов) и в информационной среде (44 балла). При этом российское влияние в регионе и дебаты о нем здесь значительно более распространены, чем вопрос о растущих интересах Пекина. Болгарское правительство, а также организации гражданского общества и СМИ должны принять срочные скоординированные меры, чтобы лучше защитить демократические дебаты от пропаганды и дезинформации, рекомендуют аналитики.

Автор – Геннадий Габриэлян, корреспондент "Новой газеты" на Балканах, специально для Радио Свобода