Правящая «Грузинская мечта» в течение недели предпринимала шаги, шокировавшие грузинское общество и западных партнеров. Она созвала первое заседание парламента, когда еще не рассмотрен президентский иск в Конституционный суд с требованием признать итоги парламентских выборов незаконными. Она выдвигает в президенты бывшего футболиста, а теперь ярого антизападника, депутата Михаила Кавелашвили. И наконец в четверг премьер-министр Ираклий Кобахидзе заявил о прекращении переговоров о вступлении Грузии с ЕС.
«Мы проснулись в новой реальности», – не скрывал разочарования посол ЕС в Грузии Павел Герчинский, отвечая на вопросы журналистов о реакции Брюсселя на решение «Грузинской мечты» отказаться от переговоров о евроинтеграции. После скандального и шокировавшего многих заявления премьер-министра Ираклия Кобахидзе президент Саломе Зурабишвили призвала международных партнеров не затягивать с действенным ответом. На это Павел Герчинский заявил:
«Прежде всего, я хочу сказать грузинскому народу: Евросоюз с вами. Мы полностью понимаем ваш гнев, отчаяние. Мы понимаем, что членство в ЕС было желанием подавляющего большинства грузинского народа. Это также было выраженным желанием всех грузинских правительств, включая последнее. Я понимаю, что вчерашние заявления многих людей шокировали».
Your browser doesn’t support HTML5
Что же касается реакции ЕС, посол Герчинский отметил:
«Мы здесь, мы готовы. Мы можем использовать все инструменты, которые есть в нашем распоряжении, чтобы помочь Грузии на пути к членству в Евросоюзе. Позвольте мне повторить слова Урсулы фон дер Ляйен, сказанные ею два года назад: «Грузия принадлежит европейской семье. Европейская семья будет неполной без Грузии». С нашей стороны было принято решение двигаться вперед и приветствовать Грузию как будущего члена ЕС при условии проведения необходимых реформ в стране. К сожалению, за последний год эти реформы не продолжались. Наоборот, произошло много негативных событий, которые еще больше отдалили Грузию. А вчера мы услышали заявление о том, что Грузия больше не заинтересована в продолжении евроинтеграции в течение следующих четырех лет, что, с точки зрения Евросоюза, крайне разочаровывающе и очень печально».
Читайте также Великая ноябрьская резолюция ЕвропарламентаЗа эти слова посла и других его коллег пригрозил вызвать на ковер премьер-министр Ираклий Кобахидзе, обвинив дипломата в участии в кампании дезинформации, которую затеяли «радикальная оппозиция и связанные с ней НПО»:
«К сожалению, к кампании дезинформации о том, что грузинская власть прекратила процесс евроинтеграции, присоединился и посол ЕС господин Павел Герчинский. На фоне его непосредственного участия в предвыборной агитации в пользу радикальной оппозиции и против правящей команды, что является грубым нарушением Венской конвенции и демократических избирательных принципов, его дезинформационное заявление уже не было для нас столь неожиданным. Но у всего есть предел, и если мы не увидим изменений поведения в будущем как со стороны посла ЕС, так и других соответствующих послов, мы обязательно будем принимать меры».
Ираклий Кобахидзе и вслед за ним и другие лидеры «Грузинской мечты» повторяли: это решение нейтрализовало радикальную оппозицию и европейских недобросовестных политиков, которые прибегали к языку шантажа. Они заявляли, что за следующие четыре года отношений с ЕС Грузия под началом «Грузинской мечты» еще крепче станет на ноги в экономическом смысле и в 2030 году уже станет членом Евросоюза.
Читайте также «Грузинская мечта» окончательно перестала быть европейскойЭта позиция не убеждает посла США в Грузии Робин Данниган, европарламентариев и лидеров европейских стран: они призывают «Грузинскую мечту» вернуться на европейские рельсы и к своим предвыборным обещаниям с достоинством и миром вести Грузию в европейскую семью.
Тем временем десятки сотрудников МИД, Минобороны, судебной системы, университетов и других профессиональных кругов осуждают решение правительства и считают его решение нарушением статьи 78 Конституции, обязывающей представителей всех ветвей власти предпринимать шаги для вхождения Грузии в ЕС и НАТО.
Читайте также «Иванишвили играет по той же схеме, что Янукович» – международные реакцииОб этом говорит и конституционалист, один из руководителей аналитической платформы «Комментарий» Вахушти Менабде:
«Грузинская мечта» отказалась двигаться в направлении ЕС. То, что она оставила какие-то связи в виде Договора об Ассоциации и других соглашений, это просто фарс и часть пропаганды. 78-я статья грузинской Конституции обязывает все органы власти предпринимать действенные шаги и использовать все существующие рычаги для евроинтеграции Грузии. Решение, которое мы услышали вчера от «Грузинской мечты», противоречит данной статье Конституции, потому что она приостанавливает процесс интеграции и отказывается от европейской перспективы».
Вахушти Менабде, как и его многие коллеги, считает антиконституционным и первое заседание парламента, которое провела «Грузинская мечта» 25 ноября, и выдвижение кандидата на пост президента депутата из «Силы народа» Михаила Кавелашвили. За ним, если не считать безропотного послушания и восхваления почетного председателя Бидзины Иванишвили, за годы депутатства двух прошлых созывов закрепилась репутация антизападника и скандалиста, который без стеснения в ходе парламентских заседаний обращается к оппонентам с нецензурной бранью.
Читайте также Президент для крепостныхМногие наблюдатели в Грузии считают, что от уже явного попадания под влияние России и антинациональной политики власть могут остановить только индивидуальные санкции и отмена их дипломатических паспортов. Решение ЕС будет принято 16 декабря, сообщил посол ЕС в Грузии Павел Герчинский, напомнив, что в этот день Еврокомиссия и лидеры европейских стран и так должны были оценить прогресс Грузии в выполнении девяти рекомендаций для начала диалога о вхождении страны в ЕС. Но ни о каком прогрессе уже не может быть и речи. Особенно после сегодняшних слов премьер-министра Ираклия Кобахидзе: «Если они хотят открыть переговоры, пусть положат это на стол, я подпишу хоть сегодня, с нашей стороны этот вопрос не будет подниматься в течение четырех лет, потому что мы никому не дадим инструмент шантажа».