Грузинский суд не знает оправданий

Единомышленники задержанных с плакатами в руках продолжают требовать освобождения преследуемых

Более 400 судебных процессов – и ни одного оправдательного вердикта. Залы грузинских судов переполнены делами участников проевропейских акций протеста, где обвинительные приговоры звучат с пугающей регулярностью. Одним из главных требований протестующих остается освобождение заключенных, но текущая практика вынесения приговоров показывает: вероятность его удовлетворения становится все ниже.

«Не найдется ли времени у кого-нибудь завтра утром стать моим адвокатом? У меня назначен суд». Эти сообщения в соцсетях стали частью повседневной реальности в Грузии. Каждый день в новостных лентах появляются сообщения о новых обысках, арестах, судебных процессах и приговорах.

Одно из таких – задержание исследователя Фонда Рондели Вато Бжалава. Он активный участник проевропейских акций в Тбилиси.

«Несколько минут назад на улице Абашидзе похитили Вато Бжалава. Он выгуливал свою собаку, и его заставили привязать ее к дереву. Ему даже не дали подняться домой, забрали прямо оттуда. Его нет в Ортачала, мы ищем его», – написала пост в Facebook соосновательница «Animal Project» Натия Чиковани.

Читайте также Грузинские НПО: полиция принудительно увозит протестующих на допрос

Последние две недели Тбилисский городской суд работает на пределе своих возможностей. Адвокаты, которых не хватает, вынуждены представлять интересы нескольких подсудимых одновременно. Протестующие собираются не только на проспекте Руставели, но и у здания суда.

С 28 ноября в связи с проевропейскими акциями задержали более 460 человек. Из них 430 человек – по административным делам, около 31 – по уголовным. Более 300 задержанных подверглись избиениям, пыткам и унижающему достоинство обращению во время арестов или после них. Более чем 80 потребовалась госпитализация. Возраст задержанных – от 15 до 60 лет.

По заявлениям юристов, судьи в рамках административных дел применяют жесткие санкции: штрафы от 2000 до 3000 лари, а также административный арест на срок от 4 до 14 дней. Так, вышедший на днях известный грузинский педиатр Константин Чахунашвили получил штраф в размере 2500 лари за неповиновение полиции. Его задержали 9 декабря, когда он на своем автомобиле направлялся на акцию.

Читайте также СГБ раскрыла очередную революцию

Лидер «Коалиции за перемены» Ника Гварамия приговорен к 12 дням административного ареста. Ему предъявлено обвинение в мелком хулиганстве и неповиновении полиции. Он был задержан 4 декабря возле офиса политического объединения, причем силовики буквально затолкали его в полицейскую машину в бессознательном состоянии.

Более 400 участников акций обвиняются в административных правонарушениях. Судьи, по словам правозащитников, принимают решения в этих делах на основе показаний полицейских, не учитывая показаний защиты.

  • «Вчера у меня был суд, и мне назначили штраф в 500 лари. Что будет, если я не оплачу этот штраф?»
  • «Здравствуйте, друзья! 2 ноября меня задержал представитель спецназа. Вчера у меня был суд, по итогам которого мне назначили штраф в 2700 лари, который нужно оплатить в течение семи дней».

Штрафы и аресты на два месяца в условиях репрессивной судебной системы, контролируемой властями, можно считать легким исходом. Значительно сложнее с задержанными по уголовным делам. Их освобождение стало одним из ключевых требований протестов на улицах Тбилиси.

Читайте также «Грузинской мечте» напомнили историю СССР

Основатель молодежного протестного движения «Дафиони» 19-летний Звиад Цецхладзе, студент Ираклий Миминошвили, 24-летний Торнике Гошадзе, 20-летний Николоз Джавахишвили и другие обвиняются в организации группового насилия или участии в нем. Им грозит лишение свободы от 6 до 9 лет. Для них избрана мера пресечения в виде двух месяцев предварительного заключения.

Известный грузинский актер Андро Чичинадзе, комик Онисе Цхададзе, Джано Арчаия, Руслан Сиваков, Лука Джабуа и Гурам Мирцхулава также арестованы на два месяца. Им официально предъявлены обвинения в участии в групповом насилии, за которое предусмотрено наказание до девяти лет лишения свободы.

Читайте также Георгий Накашидзе: «Опыт участия в акциях осядет в моем эмоциональном интеллекте»

18-летнему студенту Сабе Джикия избрана мера пресечения в виде заключения под стражу на два месяца. Следствие обвиняет его в нападении на сотрудника полиции – преступление, предусматривающее до семи лет лишения свободы.

Та же мера пресечения избрана и для Анзора Кварацхелия, которого обвиняют в том, что тот бросил коктейль Молотова в сторону полицейских.

Рассматриваются и дела, формально не имеющие отношение к акциям, однако их фигурантами становятся участники протестов. Журналист Ника Кация был задержан по обвинению в незаконном приобретении и хранении наркотических средств в особо крупном размере. За это преступление предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 8 до 20 лет или пожизненное заключение. По данным адвоката, его задержали у его дома, посадили в машину и увезли в другое место. Личный обыск Кация прошел на улице, и как заявляет подсудимый, наркотики ему подкинули. Журналист утверждает, что после задержания сотрудники МВД в пути говорили с ним вовсе не о наркотиках, а о его участии в протестах.

В Тбилиси суд заключил под стражу на два месяца по тому же обвинению и врача Георгия Ахобадзе. Ему также предъявлено обвинение в незаконном приобретении и хранении наркотиков, что грозит лишением свободы на срок от восьми лет до пожизненного. Ахобадзе задержали в два часа ночи, когда он возвращался с акции протеста. Свой арест врач связывает гражданской и политической активностью, вины не признает и в знак протеста объявил сухую голодовку.

Неправительственная организация «Ассоциация молодых юристов Грузии» (АМЮГ) заявляет, что целью применения уголовно-правовых инструментов против активистов является подавление инакомыслия. Организация говорит о ряде нарушений. По их словам, на первых судебных заседаниях во всех 24 случаях суд удовлетворил ходатайство прокуратуры о применении самой строгой меры пресечения, ареста, без учета таких факторов, как характеристики обвиняемых, их личность, род занятий, возраст, состояние здоровья, семейное положение, имущественное положение и прочее.

«Среди задержанных были лица младше 21 года, студенты и люди из социально незащищенных семей. Некоторые из них являлись единственными кормильцами или ухаживали за больными родственниками. Большинство задержанных ранее не имели судимостей или административных правонарушений. Прокуратура обосновала применение ареста как меры пресечения на основе общих рисков, таких как угроза побега, уничтожение доказательств или повторное совершение преступления», – говорится в отчете подготовленном АМЮГ.

Читайте также Контрреволюционное правосудие

Адвокаты, представляющие интересы задержанных участников акций, утверждают, что их работа в таких условиях становится практически невозможной. «100% выносимых решений – обвинительные».

«Судейская коллегия Тбилисского городского суда по расследованиям и предварительным слушаниям в отношении лиц, задержанных по уголовным делам на акциях или связанных с ними, в качестве меры пресечения без всякого правового основания применяет исключительно заключение под стражу. Эта практика представляет собой опасную и тревожную тенденцию и содержит признаки коллективной ответственности, что является значительным нарушением принципа индивидуализации судопроизводства», – пишет на своей странице адвокат нескольких задержанных Омар Пурцеладзе.

По словам адвоката, есть обоснованное подозрение, что мера пресечения вместо своих законных функций и целей используется инструментально как средство преследования граждан, имеющих отличные политические или гражданские позиции.

Репрессивная машина в Грузии, как говорят участники текущих процессов, достигла своего пика. Кризис правосудия, о котором говорят не только внутри страны, но и за ее пределами последние несколько лет, наносит серьезный урон не только имиджу Грузии, но и, самое главное, оказывает влияние на судьбы людей. Их единомышленники с плакатами «Полиция – везде, правосудие – нигде» в руках продолжают на улицах страны требовать освобождения преследуемых.

Подписывайтесь на нас в соцсетях