На седьмой день протестов власть приступила к облавам, обыскам и задержаниям в офисах оппозиционных партий – «Нацдвижения» и «Коалиции за перемены». В административном порядке задержан лидер партии «Ахали» Ника Гварамия. Люди в масках пришли сегодня и в дома активистов. По словам премьер-министра Ираклия Кобахидзе, это только начало ответа на попытку свержения конституционного строя. Кобахидзе шутливо назвал посла США Робин Данниган «кардиганом». «СССР вернулся?» – спрашивает в соцсетях президент Саломе Зурабишвили.
«В отключке», – сказал один полицейский другому про Нику Гварамия, и в этом состоянии они поволокли лидера партии «Ахали» к автомобилю. Гварамия потерял сознание, когда около 20 полицейских в масках повалили его на землю и начали избивать после того, как он потребовал пропустить его в партийный офис, где проводился обыск.
Позже МВД сообщит, что лидер «Ахали» из «Коалиции за перемены» задержан в административном порядке. В ходе обыска также был задержан еще один представитель коалиции, Гела Хасая.
Шумно было сегодня и у офиса молодежного крыла «Единство – «Национальное движения». На пути партийных лидеров к молодым однопартийцам стоял плотный полицейский кордон. Председатель «Нацдвижения» Тина Бокучава сообщила, что облавы проходят и в офисах других оппозиционных партий, а также в домах активистов:
«Это точно то, что случилось в Беларуси, России несколько лет назад. Установилась диктатура, авторитаризм. «Российский ОМОН» Иванишвили сейчас врывается в другие партийные офисы и в дома. Мы видим, что идет захват целой страны, порабощение российским незаконным режимом. Поэтому единственный выход – еще в больших количествах выходить на улицы».
Позже стало известно, что полиция задержала членов партии «Лело» Вепхо Касрадзе и Васо Кадзелашвили. Пришла полиция с обысками и в офис оппозиционной партии «Дроа!», которая входит в «Коалицию за перемены»). Сотрудники МВД расспрашивали членов партии о т. н. «лазерах» и пиротехнике. Наведались силовики и домой к активистам Кристине Ботковели и Илии Глонти, основателям фейсбук-группы Daitove, предлагающей ночлег для демонстрантов, приехавших из регионов. В течение дня не прекращались сообщения об обысках у других активистов, при этом в большинстве случаях у полицейских были ордера на обыск. Кроме того, они не позволяли хозяевам вести видеосъемку. Как пояснили позже правозащитники всем тем, кто может оказаться мишенью правоохранительных органов, это не запрещено: они призывают активистов не открывать дверь до прихода адвоката и включать при съемке режим live в соцсети, чтобы видео не могли стереть. НПО также предлагают свою помощь и даже создали специальную горячую линию.
Читайте также 7-й день протестов в Тбилиси: рейды у станций метро и задержания оппозиционеровПрекратить расправу над митингующими и активистами требовали в нескольких управлениях полиции их матери. С распечатанными фотографиями жестоко избитых молодых людей они просили полицейских встать на сторону закона, а не защищать интересы власти во главе с Бидзиной Иванишвили. Представитель «Стратегии Агмашенебели» Теона Чалидзе, держа в руках фотографию молодого человека, известного по шокирующим кадрам избиения полицейскими во время демонстрации, заявила:
«Мы спрашивали у полицейских: где они, когда так грубо нарушаются права участников акции протеста? И если у них осталось достоинство, пусть поднимут голос против этого насилия, пусть они защищают нас. Мы верим, что в нашей полиции еще есть достойные люди, которым не нравится такое групповое избиение поваленного на землю человека. Я им принесла мяч, напоминая, что настоящие мужчины в футбол играют мячом, а нелюди – головой человека, находящегося без сознания».
Народный защитник Леван Иоселиани в своем заявлении напоминает власти, что целенаправленное причинение боли человеку во время задержания является пыткой. Об этом говорится и в призывах Верховного комиссара ООН по правам человека и руководителей международных организаций Совета Европы и ОБСЕ.
Однако власти, МВД и прокуратура не спешат идентифицировать участвовавших в избиениях полицейских. Поощрением к насилию считают в оппозиции то, что почти каждый день на брифингах премьер-министр Ираклий Кобахидзе благодарит министра МВД Вахтанга Гомелаури и его сотрудников «за доблестное, самоотверженное служению закону».
Читайте также Кобахидзе заявил, что власти Грузии не допустят сценарий украинского МайданаНе репрессиями, а превенцией назвал Кобахидзе сегодняшние массовые обыски в оппозиционных партиях. Обвинив их «в попытке свержения конституционного строя» и в политизации школ, где старшеклассники устраивают акции протеста, глава правительства заявил:
«Оппозиция не избежит ответственности. Несмотря на то, что лидеры радикальной оппозиции, как и руководители богатых НПО, укрываются в офисах, они не смогут избежать ответственности за то тяжелое, грубое, системное насилие, которое мы видим на проспекте Руставели на протяжении этих дней. Я также хочу затронуть тему политизации школ – это совершенно аморально. Это в очередной раз показывает истинное лицо либерального фашизма в целом, и в нашей стране в частности».
Далее Ираклий Кобахидзе заявил, что ОБСЕ/БДИТЧ признали выборы состоявшимися несмотря на то, что организация еще не обнародовала окончательную оценку проведенных 26 октября парламентских выборов. Кобахидзе обвинил европейских политиков и бюрократов в поддержке попыток оппозиции сменить власть, раскритиковал администрацию президента Байдена, приостановившую стратегическое партнерство с Грузией, и выразил надежду, что после инаугурации 20 января президента Дональда Трампа посол США в Грузии Робин Данниган будет также освобождена с должности. Кобахидзе заметил, что из-за фейсбук-кардов посольства посла Данниган стали называть «кардиганом». По его мнению, это безобидная шутка, а слово «кардиган» по-грузински «жакет».
Читайте также Кобахидзе: как Трамп скажет, так и будетНа слова премьер-министра об обысках обратила внимание президент Саломе Зурабишвили:
«Репрессии в Грузии – я срочно призываю наших партнеров и тех, кто хочет предотвратить углубление кризиса и нестабильности. Настало время оказать мощное давление на правящую партию, которая сбрасывает страну с обрыва! Не опоздайте», – написала президент в соцсети Х.
Вскоре она опубликовала еще один пост:
«Политические лидеры подвергаются репрессиям, партийные штабы выступают против оперативно-розыскных мероприятий в своих офисах, в офисах молодых протестующих проходят обыски, а премьер-министр называет это «профилактикой».
Заявления «Грузинской мечты» Саломе Зурабишвили сравнивает с риторикой советских лидеров. На реакцию Минобразования на протесты в школах президент ответила:
«Минобразования открыло горячую линию для тех, кто доносит на мешающих учебному процессу… СССР вернулся. Подобные параллели с советскими временами проводят и многие другие оппоненты «Грузинской мечты».
Сегодня Ассоциация молодых юристов предупредила представителей власти, что они рискуют оказаться фигурантами Международного уголовного суда. Об этом заявила глава НПО Нона Курдованидзе:
«Ассоциация молодых юристов Грузии ежедневно отслеживает нарушения прав человека и считает, что системные и жестокие репрессии в отношении мирного населения следует расценивать как преступления против человечности, а это может стать основанием для обращения в Международный уголовный суд. Вместе с протестующими жестокому обращению подвергаются и представители СМИ, в том числе журналисты международных изданий. Учитывая масштабы усиливающихся репрессий и систематических нарушений прав человека, нынешние события могут представлять собой преступление против человечности, предусмотренное статьей 7 Статута Международного уголовного суда. В частности, акты пыток совершаются посредством широкомасштабных и систематических нападений, направленных против гражданского населения. Также имеют место случаи преследования гражданского населения по политическим и дискриминационным мотивам, а также другие бесчеловечные действия аналогичного характера, преднамеренно причиняющие сильные страдания или серьезные телесные повреждения и/или ущерб психическому или физическому здоровью».
Читайте также Вахтанг Маисая: «Скорее всего, применяются смеси воды и газа, запрещенные Конвенцией о химическом оружии»Нона Курдованидзе отметила, что кроме МУС, ее организация намерена использовать и другие международные правовые механизмы, чтобы представители власти, отдающие приказы о беспощадной расправе с несогласными, и непосредственные исполнители этих приказов понесли наказание хотя бы в рамках международных механизмов. В Грузии не осталось госинститутов, добавила правозащитник, которые служили бы принципу верховенства закона.