Израиль не прекращает атаковать объекты «Хезболлы» в Ливане, параллельно проводя ограниченную наземную операцию. При этом, судя по характеру и целям налетов, ЦАХАЛ старается уничтожить всю верхушку группировки. Мировое сообщество замерло в ожидании ответа Израиля на иранский массированный ракетный обстрел. Среди основных целей ответного удара рассматриваются ядерные объекты, ракетные арсеналы и нефтяная инфраструктура. Вашингтон все еще верит в то, что большой войны удастся избежать.
Израиль продолжает наносить удары по объектам «Хезболлы» в Ливане. В ночь на 4 октября серия мощных взрывов прогремела на южной окраине Бейрута, в районе столичного аэропорта. Предполагается, что главной целью атаки был двоюродный брат погибшего лидера группировки Хасана Насраллы Хашим Сафи ад-Дин. Именно его называли наиболее вероятным преемником шейха, управлявшего «Хезболлой» последние 30 с лишним лет. Сообщается о более чем десятке последовательных ударов. По данным источников The New York Times, израильские военные получили информацию, согласно которой Сафи ад-Дин и другие лидеры «Хезболлы» могли встречаться в бункере в Дахие – подконтрольном группировке районе ливанской столицы. Пострадал ли Сафи ад-Дин в результате ударов, пока неизвестно.
«Три чиновника, говорившие на условиях анонимности, заявили, что Израиль нанес удар по подземному бункеру, принадлежащему «Хезболле», в пригороде Бейрута, столицы Ливана. Удар стал признаком того, что Израиль не прекратил свою кампанию по ликвидации руководства поддерживаемой Ираном группировки даже спустя почти неделю после убийства г-на Насраллы. Г-ну Сафи ад-Дину, двоюродному брату г-на Насраллы, уже за 50, он уже давно является крупным игроком в «Хезболле» и считается претендентом на пост нового генерального секретаря группировки. Ранее израильские официальные лица сообщили The New York Times, что г-н Сафи ад-Дин был одним из немногих высокопоставленных лидеров «Хезболлы», которые не присутствовали на месте массированной бомбардировки Израилем в прошлую пятницу около Бейрута, в результате которой погиб г-н Насралла. Пока не ясно, находился ли г-н Сафиеддин в бункере, подвергшемся нападению в пятницу ночью», – пишет The New York Times.
Читайте также Израиль перешел ливанский «Рубикон»Сафи ад-Дин курирует политическое крыло «Хезболлы» и входит в «Совет джихада» группировки. Он неоднократно грозил Израилю эскалацией и призывал врагов «приготовиться плакать и рыдать». В 2017 году Госдепартамент США внес его в список самых разыскиваемых террористов.
Your browser doesn’t support HTML5
При этом сын Сафи ад-Дина Реза женат на дочери иранского генерала Касема Сулеймани, погибшего в результате авиаудара США в январе 2020 года. Родство семьи Сафи ад-Дина с ним доказывает тесные связи «Хезболлы» с Тегераном, который 1 октября уже во второй раз в этом году осуществил прямой массированный ракетный удар по Израилю, подняв ставки в конфликте. Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи впервые за пять лет лично провел пятничную молитву в центральной мечети Тегерана, на которой вновь призвал весь мусульманский мир объединиться против Израиля.
«Я заявляю, что враг иранской нации – это враг палестинской нации, враг ливанской нации, враг иракской нации, враг египетской нации, враг сирийской нации, враг йеменской нации. Враг один. Палестинская нация имеет право противостоять врагу, который оккупировал ее землю и дом, разрушил ее жизнь. Палестинская нация имеет это право. Никто, основываясь на каких-либо международных законах, не имеет права возражать против поддержки Ливаном, «Хезболлой» Газы и восстания палестинского народа. Это их долг, они должны были это сделать. Это исламское правило, а также международная и глобальная логика. Палестинцы защищают свою землю. Их защита законна, и помощь им также законна. Операция Аль-Аксы, которая состоялась в прошлом году примерно в те же дни, что и сейчас, была правильным международным шагом, логичным, законным, и палестинцы имели на это право. Блестящие действия наших вооруженных сил две или три ночи назад были совершенно законной и легитимной операцией», – заявил Хаменеи.
Тем временем израильские власти продолжают обдумывать варианты ответа на массированные удары Тегерана баллистическими ракетами по своей территории.
Президент США Джо Байден заявил в четверг, что, по его мнению, полномасштабной войны на Ближнем Востоке удастся избежать.
«Я не верю, что будет тотальная война. Я думаю, мы можем ее избежать. Но еще многое предстоит сделать», – заявил глава Белого дома.
Ранее Байден отмечал, что консультировался с лидерами стран «Большой семерки», и все они согласились с тем, что Израиль «имеет право ответить, но должен отвечать пропорционально».
Некоторые аналитики считают, что Израиль ответит ударом по иранским военным объектам, прежде всего по тем, которые производят баллистические ракеты. Он также может уничтожить иранские системы ПВО и пусковые ракетные установки.
Еще один вариант – удары по ядерным объектам Ирана, которые могут задержать возможное производство ядерного оружия. Ядерная программа Ирана разбросана по многим объектам, лишь некоторые из которых построены под землей. Однако крупная атака на ядерную инфраструктуру Ирана, скорее всего, приведет к серьезным последствиям. Вашингтон заявил, что не поддержит такие действия Израиля.
«Мы не ищем более широкого регионального конфликта. Мы не ищем войны с какой-либо группой, организацией или страной в регионе. Мы продолжаем взаимодействовать с израильтянами. Мы, конечно, говорим с ними об их ответе. Но каким может быть их ответ, я не буду строить дальнейших предположений. Но мы продолжаем взаимодействовать с ними», – заявила представитель Пентагона Сабрина Сингх.
The Financial Times, ссылаясь на аналитиков, считает, что без поддержки США израильским ВВС будет трудно провести успешную операцию.
«Первая причина – расстояние. От Израиля до основных ядерных баз Ирана более двух тысяч километров, и чтобы добраться до них, израильским самолетам придется пересечь суверенное воздушное пространство Саудовской Аравии, Иордании, Ирака, Сирии и, возможно, Турции. Следующая проблема – топливо. Полеты к целям и обратно потребуют дозаправки в воздухе и практически не оставят права на ошибку, говорится в докладе Исследовательской службы Конгресса США (CRS). Третье – иранская противовоздушная оборона. Основные ядерные объекты страны хорошо охраняются, и израильские бомбардировщики должны быть прикрыты истребителями. Согласно отчету CRS, для этого потребуется ударный пакет, насчитывающий около 100 самолетов, что эквивалентно почти трети от 340 боеспособных самолетов израильских ВВС», – пишет The Financial Times.
Читайте также Иран призвал к мируОпрошенные изданием эксперты отмечают, что уничтожение двух основных иранских предприятий по обогащению ядерного топлива станет для Израиля самой сложной задачей. Огромный завод в Натанзе находится глубоко под землей, а второе по величине предприятие в Фордо буквально под горой. Для их уничтожения потребуется оружие, способное пробить несколько десятков метров скальной породы и железобетона, прежде чем взорваться.
Израиль располагает бомбами для разрушения бункеров, такими как GBU-31, которые израильские ВВС сбросили на прошлой неделе на четыре здания в Бейруте, чтобы ликвидировать главу «Хезболлы» Хасана Насраллу. Однако, по израильским данным, в этом ударе было использовано 80 таких бомб и маловероятно, что аналогичный по размеру удар уничтожит более защищенные иранские ядерные объекты.
Читайте также «Хезболла» обезглавлена, но не обезвреженаПри этом единственное оружие, которое сможет справиться с этой задачей – GBU-57A/B Massive Ordnance Penetrator (MOP). Эта гигантская бомба с точным наведением, около 6 метров в длину, весит почти полторы тонны и, по словам американских военных, может пробить 60 метров земли, прежде чем взорвется. Но обладает ли Израиль этим оружием, неизвестно. Однако даже если бы Израиль смог получить MOP, его истребители-бомбардировщики F-15, F-16 и F-35 не смогли бы ее нести. А стратегического бомбардировщика, такого как американский B-2 Spirit, необходимого для сброса такой бомбы, у Израиля нет.
Поэтому если военно-политическое руководство Израиля все же остановится на варианте удара по ядерной инфраструктуре, то истребители могут вывести из строя часть объектов, разбомбив воздухозаборники и другую вспомогательную инфраструктуру. Это может нарушить высокую точность работы центрифуг, используемых для обогащения урана, но не уничтожит их.
В самом Израиле многие представители политического истеблишмента считают, что настало время раз и навсегда положить конец ядерным амбициям Тегерана.
«У Израиля сейчас лучшая возможность за последние 50 лет – изменить облик Ближнего Востока. Мы должны действовать сейчас, чтобы уничтожить ядерную программу Ирана, его основные энергетические объекты и окончательно парализовать этот террористический режим», – заявил бывший премьер-министр страны Нафтали Беннетт.
Впрочем, Израиль также может нанести удар по нефтяной промышленности Ирана, что нанесет ущерб его экономике. Но такая атака может спровоцировать Иран нанести удар по нефтедобывающим предприятиям в Саудовской Аравии, несмотря на потепление в отношениях между Тегераном и Эр-Риядом, и других арабских стран Персидского залива. Это может привести к резкому росту цен на топливо, которые всегда являются одним из главных вопросов предвыборной кампании в США, перед тем как американцы выберут нового президента и Конгресс на выборах 5 ноября.
По мнению аналитиков, Израиль также может использовать свои возможности в кибервойне, чтобы ответить на иранские удары. Недавняя атака Израиля на «Хезболлу» в Ливане с использованием массовых пейджеров привлекла внимание к секретному подразделению 8200, специализирующемуся на кибервойнах и разведке Армии обороны Израиля. В 2021 году в Натанзе произошел сбой в системе электроснабжения, вызванный, по-видимому, запланированным взрывом генератора, питавшего подземные центрифуги. В 2010 году США и Израиль якобы также остановили ядерную программу Ирана с помощью компьютерного вируса Stuxnet. Но эти атаки не смогли остановить ее работу на длительный срок.
Читайте также Пейджеры особого назначения
В самом Тегеране настаивают: Иран не ищет войны с Израилем, но готов отметить на любые акты агрессии.
«Безопасность региона – это безопасность всех мусульман, и мы не хотим никакой войны или кровопролития. С тех пор, как я стал президентом, каждая моя речь подчеркивала наше стремление к миру и безопасности. Ни одна страна или регион не могут процветать посреди войны. Мы не стремимся к войне с Израилем. Они обещали нам мир. Но Израиль устроил теракт против наших гостей в Тегеране во время нашей президентской инаугурации», – заявил президент Ирана Максу Пезешкиан.
Военный ответ считается наиболее вероятным, но есть варианты без ракетных ударов. Президент США Джо Байден заявил, что введет дополнительные санкции против Ирана. Санкции Вашингтона в отношении Ирана уже запрещают почти всю торговлю США с этой страной, блокируют активы ее правительства в США и запрещают американскую иностранную помощь и продажу оружия.
В любом случае, в краткосрочной перспективе одностороннее решение Израиля о нанесении удара по Ирану рискует втянуть администрацию Байдена в еще один непопулярный региональный конфликт. В более долгосрочной перспективе это может стать еще одной точкой отсчета для критиков, которые говорят, что США дают Израилю слишком большую свободу действий, не используя свои рычаги влияния, чтобы обуздать союзника.