Труп на площади. Как строили и перестраивали мавзолей Ленина
Мавзолей Ленина (справа) на Красной площади, октябрь 1962 года
Большевики на открытии барельефа на стене Кремля
После большевистской революции 1917 года на месте нынешнего мавзолея установили барельеф в память о коммунистах, погибших во время революции 1917 года и похороненных в братских могилах у подножия кремлёвской стены. На этой фотографии, снятой в ноябре 1918 года, Владимир Ленин стоит практически на том же месте, где через несколько лет разместят его забальзамированное тело
Статуя рабочего на Красной площади, фотография 1920-х годов
В 1922 году этот гипсовый памятник рабочему установили в нескольких метрах южнее того места, где впоследствии появился мавзолей Ленина
Большевистские начальники, в том числе Феликс Дзержинский (третий слева), печально известный основатель советской тайной полиции, организовавший множество массовых убийств, смотрят на тело Ленина. Конец января 1924 года
После смерти Ленина разгорелись дискуссии о том, что делать с его телом. Иосиф Сталин настаивал на том, чтобы труп забальзамировали и выставили на всеобщее обозрение, заявив, что это "не будет противоречить старым русским обычаям". Лев Троцкий, ещё один лидер большевиков, отверг идею сделать из тела революционера реликвию. Сохранение трупа для публичного поклонения не имеет "ничего общего с марксизмом", возражал он
Первый мавзолей Владимира Ленина. Фото снято, предположительно, в конце января 1924 года
На следующий день после смерти Ленина архитектора Алексея Щусева вызвали в Кремль. Ему велели всего за три дня построить монументальное сооружение для размещения тела основателя СССР. Деревянное сооружение завершили в срок, и тысячи советских граждан стали приходить в мавзолей, чтобы посмотреть на тело умершего вождя
Лидеры большевиков на площадке нового мавзолея в 1926 году
В марте 1924 года Алексей Щусев построил новый деревянный мавзолей, попросторнее. При эксплуатации первого, площадью поменьше, возникли проблемы: из-за потока посетителей в здании быстро становилось тепло. Это, в свою очередь, плохо сказывалось на сохранности останков
Один из примерно 100 проектов мавзолея Ленина, представленных в 1925 году
В январе 1925 года был объявлен конкурс на проект постоянного мавзолея Ленина
Ещё один эскиз мавзолея на Красной площади
Фундамент мавзолея, который начали строить в конце 1920-х
Архитектор Алексей Щусев представил эскиз мавзолея из красно-чёрного гранита, схожего с двумя его предыдущими деревянными конструкциями. Власти отобрали его эскиз. Как объяснял позже Щусев, чёрный гранит должен был символизировать траур, а массивный ступенчатый узор наводил на мысль, что "Ленин умер, но его дело живёт"
Посетители заходят в мавзолей Ленина и Сталина, август 1957 года
После смерти Иосифа Сталина в 1953 году его тело забальзамировали и разместили рядом с телом Ленина. Над входом в мавзолей появилась вывеска с фамилиями двух советских диктаторов
Снятый с мавзолея гранитный кусок. Москва, 1993 год
В 1961 году, в разгар десталинизации в Советском Союзе, тело Сталина вынесли из мавзолея и похоронили у кремлёвской стены
Парад на Красной площади в 1970 году. Советские лидеры выстроились в ряд на смотровой площадке мавзолея
Мавзолей служил символическим ядром советской власти. Он был объектом множества нападений, включая взрыв террориста-смертника в 1973 году. Тогда погиб сам смертник и вошедшая вслед за ним в мавзолей пара. Тело Ленина, как сообщали, не пострадало от взрыва
Тело Ленина в мавзолее в 1993 году
После распада Советского Союза в 1991 году мавзолей и хранящийся в нём труп стали для России неудобными реликвиями. Мавзолей обычно затенён во время военных парадов. Споры о том, нужно ли наконец похоронить создателя идеологии, унёсшей бесчисленное количество невинных жизней, не утихают
По данным опроса 2017 года, 63 процента респондентов высказались за то, чтобы похоронить Ленина, а 31 процент считают, что его тело должно оставаться в мавзолее. Однако сейчас мнение большинства может быть иным. Президент России Владимир Путин неоднократно заявлял, что тело не нужно перемещать: "По крайней мере, до тех пор, пока есть – а у нас есть – очень много людей, которые связывают с этим свою собственную жизнь, свою судьбу"