Либо в кресло президента, либо в СИЗО

Изида Чаниа

Аслан Бжания пошел ва-банк. На кону не только обещания, которые он щедро раздавал и раздает российским олигархам, но и его будущее президентство. Популярность президента настолько мизерна, что без поддержки извне его выдвижение обречено на провал. А это не только проблемы для его бизнеса и бизнеса его друзей и сторонников. Криминальный душок пятилетней деятельности Аслана Бжания тянет на откровенную уголовщину. И у него нет выбора: следующие пять лет он (если останется в Абхазии) должен отсидеть за высоким забором либо в кресле президента, либо в СИЗО. Поэтому Бжания поставил на кон все, избрав силовой путь. Так, накануне рассмотрения в парламенте российско-абхазского соглашения по льготам российским инвесторам он решил снизить протестные настроения в обществе и дал команду задержать активистов, открыто выражающих свое мнение. Провокация, задуманная президентом, без сомнения, преследует цель выйти на лидеров оппозиции и нейтрализовать их. Но начали с активистов. На прошлой неделе был задержан общественный деятель, депутат парламента 5-го созыва Тенгиз Агрба. Оснований для задержания не было, и ему предложили пройти освидетельствование на предмет содержания наркотиков. Вместо унизительной процедуры анализа на мочу задержанный выбрал анализ крови или слюны. И силовикам этого хватило, чтобы оформить такой выбор как «отказ от освидетельствования» и представить суду как основание для задержания на 15 суток.

Читайте также Неделя: торжества, аресты, призывы к борьбе
Такого задержания наша страна еще не видела. Действия силовиков смахивали на спецоперацию по задержанию как минимум очень опасных террористов

Пока Тенгиза Агрба судили, а затем опротестовывали решение суда в Эшера, спецназом были задержаны еще пятеро активистов, возвращавшихся в Сухум со встречи общественности в Гудаута. Такого задержания наша страна еще не видела. Действия силовиков смахивали на спецоперацию по задержанию как минимум очень опасных террористов. Видео было выложено в сеть самими силовиками. Видимо, с целью устрашения. Не знаю, кто там консультирует нашего президента, но они явно погорячились и не учли абхазскую составляющую. Реакция на устрашающее видео, распространенное в сети, была прямо противоположной, тем более что состав задержанных оппозиционеров был крайне мирный, без отягощающих биографию криминальных меток.

Сформулировать причину задержания силовики так и не смогли, поэтому адвокатов и родственников к задержанным не допускали. Молчание власти, которая не могла найти законное обоснование своим действиям, тоже способствовало нагнетанию обстановки.

Причиной нынешнего протеста стали незаконные задержания и попрание элементарных прав и свобод, прописанных в Конституции и законах. Абхазских, не европейских

И совсем не удивительно, что в ответ у здания СГБ стала собираться общественность, оппозиция и родственники. Поначалу они требовали огласить причину задержания, потом допустить к задержанным адвокатов и родственников, затем перешли к решительным действиям: снесли ворота и въехали на территорию МВД и СГБ на внедорожнике. И это была не только демонстрация решимости противостоять силовому давлению на общественность, это дежавю, отсылающее нас всех к событиям 2017 года, когда Аслан Бжания со своими сторонниками штурмовал МВД, и 2019 года, когда его сторонники громили администрацию президента и парламент. Разница лишь в мотиве: Аслан Бжания и его сторонники сносили МВД, требуя отставки министра Леонида Дзяпшба, администрацию – чтобы привести к власти Бжания. Причиной нынешнего протеста стали незаконные задержания и попрание элементарных прав и свобод, прописанных в Конституции и законах. Абхазских, не европейских.

На этом фоне заявления Бжания об ответственности людей, протестующих у здания СГБ, выглядели кране комичными. Абхазский сегмент соцсетей завирусился историческими видео и фото, на которых толпа под предводительством нынешнего президента прорывает милицейскую цепочку, кидает коктейли Молотова, ломает окна и двери, крушит все вокруг себя.

Нынешние протестующие дальше снесенных ворот не пошли. Они отступили от СГБ и МВД, оставив на обозрение снесенные ворота, чтобы перекрыть въезд в Сухум на западе и востоке. Сперва был перекрыт Гумистинский мост, а затем Кодорский. Власть осталась запертой в столице без поддержки сторонников из районов. Требование протестующих оставалось прежним: освобождение задержанных, которых к тому моменту уже называли заложниками и политическими заключенными.

Однако и после этого Аслан Бжания не оставил попыток силового подавления протеста. С выражениями лиц, достойными видеовоспроизведения, это озвучили генпрокурор Агрба, министр внутренних дел Киут, председатель СГБ Кучуберия и глава Совбеза Лолуа на совещании Совета безопасности в ночь на 12 ноября.

Аслан Бжания запросил поддержки за пределами Абхазии. История умалчивает, какой ответ он получил – отказ вмешиваться во внутренние дела страны, или «помощь друга» тривиально не подоспела

После этого силы спецназа предприняли две неудачные попытки разогнать протестующих у Кодорского моста. Но похоже, что спецназ не сильно старался, чем вызвал недовольство своего руководства. Есть и инсайдерская информация: Аслан Бжания запросил поддержки за пределами Абхазии. История умалчивает, какой ответ он получил – отказ вмешиваться во внутренние дела страны, или «помощь друга» тривиально не подоспела. Но информационное обоснование явно готовилось: ленты СМИ пестрили не только обвинениями оппозиции в антироссийских, но даже и в прогрузинских настроениях. К примеру, РИА Новости отметились громким заголовком «Абхазская оппозиция готовится вернуть Абхазию в состав Грузии». Бредовая мысль, автором которой стала Ирина Алкснис, обычно разрабатывающая темы весьма далекие от нашей страны, не подтверждена ни одной фразой, которая могла бы объяснить такое название материала. Да и о Грузии в ней вспоминается одним завершающим предложением: «Если абхазской оппозиции не нравится предложение России, Грузия ждет республику с распростертыми объятиями». После прочтения материала становится понятно, что это не про намерения оппозиции, а про шантаж и манипуляции через российское информационное агентство.

Но как бы то ни было, после отступления спецназа наступил переломный момент: власть приняла требование оппозиции. Все задержанные были отпущены в течение нескольких часов судами и без судов. Ходатайство МВД о задержании было отклонено судом трижды как безосновательное. Общественность встречала шестерых задержанных, в числе которых был и Тенгиз Агрба, аплодисментами.

Читайте также Протест в Абхазии: как митингующие добились освобождения оппозиционеров

Таким образом, Абхазия в очередной раз благополучно вышла из кризиса, организованного властью. Но это не значит, что Аслан Бжания отказался от намерений протащить ратификацию скандального соглашения в парламенте. Опять же, по неофициальной информации, депутатам раздаются взятки, обещаются кредиты и гарантируется безопасность. Заседание сессии намечено на пятницу. Оппозиция объявила сбор у здания парламента, силовикам поручено не допустить общественность к парламенту и при необходимости ответить силой. К тому же не факт, что и эту сессию не проведут под покровом ночи или на рассвете. Такой опыт у нынешней власти уже имеется.

Читайте также «Зачем нам такой инвестор?»: что предусматривает инвестиционное соглашение между Сухуми и Москвой

И еще. Это первая за пять лет победа разрозненной оппозиции, которая, без сомнения, прибавила ей популярности и сократила шансы Бжания на победу на выборах, даже с использованием силовых методов давления. И все же я бы не торопилась праздновать победу – все может измениться до пятницы, 15 ноября. Надо помнить, что это соглашение для Бжания жизненно важно и генерал КГБ пошел ва-банк.

Изида Чаниа, «Нужная газета»

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

Подписывайтесь на нас в соцсетях