В воскресенье, 29 декабря, на 101-м году жизни скончался бывший президент Соединенных Штатов Америки Джимми Картер.
Наследие Джимми Картера, тридцать девятого президента США, уникально. Его президентство, отмеченное высокой инфляцией, экономическими трудностями, захватом американских заложников в Тегеране, советским вторжением в Афганистан, закончилось на нижайшей ноте. В 1980 году, под занавес его президентства, лишь 34 процента американцев оценивало деятельность Джимми Картера положительно.
Никто из его предшественников не вызывал столь негативных чувств сограждан к концу своего президентского срока. Для его оппонентов-республиканцев, да и не только для них, его правление было синонимом провала, несмотря на очевидный, исторического масштаба успех, достигнутый Картером, – заключение Кэмп-Дэвидского соглашения, первого и единственного в течение нескольких десятилетий мирного соглашения между Израилем и арабской страной – Египтом.
Эпоха постпрезидентства принесла Джимми Картеру признание, уважение и даже Нобелевскую премию мира, лауреатом которой он не стал вместе с президентом Египта Анваром Садатом и премьер-министром Израиля Менахемом Бегином в 1978 году по чисто техническим причинам. Картеровский центр, основанный Джимми Картером и его супругой Розалин Картер, финансировал строительство доступного жилья в разных странах мира. Сам бывший президент участвовал в строительстве и ремонте домов в 14 странах.
Возможно, самой важной и близкой для него ролью в период постпрезидентства была роль миротворца. Картер руководил группами наблюдателей за проведением выборов в Панаме и Никарагуа. Он провел успешные переговоры с хунтой на Гаити, требуя возвращения к власти законного президента страны Жан-Бертрана Аристида, он договорился с северокорейским режимом об освобождении арестованного американского гражданина. Правда, не все самостоятельные инициативы бывшего президента приветствовались официальным Вашингтоном, порой косо смотревшим на его "самодеятельность". В 2002 году Картер получил Нобелевскую премию мира "за десятилетия неустанных усилий в поиске разрешения международных конфликтов". На церемонии награждения глава Нобелевского комитета Гуннар Берге, вручавший премию, образно говоря, публично реабилитировал бывшего президента: "Джимми Картер, скорее всего, не войдет в историю Америки как самый эффективный президент. Но он, без сомнения, самый лучший экс-президент, которого когда-либо имела страна".
Джимми Картер одержал победу на президентских выборах 1976 года, имея за плечами скромный политический опыт – четыре года губернаторства в небольшом штате Джорджия – и предложив американцам образ "человека со стороны", фермера из южного штата, глубоко верующего христианина. Это был разительный контраст с ведущими фигурами американского политического истеблишмента, сильно пострадавшего в глазах американцев в результате Уотергейтского скандала, а главное, с соперником Картера на президентских выборах, президентом-республиканцем Джеральдом Фордом, спасшим своего предшественника Ричарда Никсона указом о помиловании от уголовного преследования за причастность к Уотергейту.
Новый президент столкнулся с проблемами, решить которые, возможно, было не по плечу и более опытному лидеру: инфляция, высокая безработица, энергетический кризис. Чтобы решить проблему высоких цен природного газа, президент предложил американцам поддерживать более низкую температуру в домах в зимние холода. Пытаясь поднять моральный дух страны, Картер объявил о том, что страна "страдает от кризиса доверия" – формулировка, которая тут же была обращена критиками против президента, которого обвинили в слабости и склонности к жалобам по самым разным поводам.
Вторжение Советского Союза в Афганистан рассматривалось как личное поражение Картера, который в начале президентства сделал ставку на улучшение отношений с Москвой. Но самым серьезным ударом по его президентству стал захват иранскими студентами американского посольства в Тегеране в 1979 году, в результате чего в заложниках оказалось несколько десятков американцев. Переговоры с представителями аятоллы Хомейни результатов не дали. Военная операция по освобождению заложников закончилась провалом, едва начавшись, – из-за неполадок с вертолетами, на которых должны были эвакуировать захваченных. Один из вертолетов врезался в военный транспортный самолет, в результате чего погибли восемь американских военнослужащих. Много лет спустя Картер посетовал на то, что он не предоставил достаточно сил для этой операции: "Если бы я послал туда еще один вертолет и мы бы вывезли заложников, то я был бы избран на второй срок".
Но, как говорит в интервью Радио Свобода американский правозащитник, сотрудник организации Freedom House Арч Паддингтон, проблемы Картера далеко не ограничивались кризисом с заложниками.
– Было очевидно, что он не знал, как справиться с экономическими трудностями, не знал, как реагировать на международные проблемы. Да, ему удалось добиться заключения мирного соглашения между Израилем и Египтом, но этого было мало на фоне серьезнейших проблем, с которыми столкнулась страна. При этом оставалось полное ощущение, что Джимми Картер, желая лучшего для страны, не ведал, как этого добиться и в каком направлении нужно двигаться. Я думаю, что едва ли кто-то в его ситуации мог добиться успеха, учитывая высочайшую инфляцию вкупе со стагнацией, высокими ценами на горючее, учитывая кризис с заложниками, российское вторжение в Афганистан. В результате его президентство считалось одним из самых неудачных в американской истории. В последнее время отношение отчасти меняется, например, больше упоминают об акценте на соблюдении прав человека в мире, который стал важным компонентом американской внешней политики именно в президентство Картера, но в общем его правление не было отмечено серьезными достижениями.
Американский публицист Дэвид Саттер вспоминает об одном из характерных эпизодов президентства Джимми Картера, пришедшего в Белый дом с намерением сблизиться с Советским Союзом, не понимая при этом природы советского режима.
– После прихода в Белый дом он заявил о том, что опасность коммунизма преувеличена, и действовал исходя из этого тезиса. Во время встречи в верхах в 1979 году он обнял Брежнева после того, как тот сказал ему, что бог нас не простит, если мы не сможем договориться об ограничении вооружений. Потом Картер начал уверять, что у него сложились хорошие личные отношения с Брежневым, но вскоре после этого СССР вторгся в Афганистан. Картер пытался говорить с советским лидером по горячей линии, но тот ему сказал, что войска были введены в Афганистан, чтобы противостоять иностранному вторжению, – хотя единственной иностранной армией на территории Афганистана была советская армия. После чего Картер заявил, что за пять минут разговора с Брежневым он узнал больше правды о коммунизме, чем за всю свою жизнь. После этого он ввел санкции против Советского Союза, был объявлен бойкот московской Олимпиады. Конечно, хорошо, что он признал, что его взгляды были наивными, но это лишь добавило сомнений относительно его компетентности как президента. Я думаю, его сокрушительное поражение на выборах в 1981 году было неслучайным, – говорит Саттер.
В понедельник, 30 декабря, президент Джо Байден, который в 1975 году, будучи сенатором, первым из законодателей поддержал Джимми Картера в качестве кандидата в президенты, так отозвался на его кончину: "Я обращаюсь ко всем молодым людям в нашей стране и ко всем, кто хочет понять, что значит жить жизнью, в которой есть цель и смысл, хорошей жизнью: изучайте Джимми Картера, человека принципов, веры и скромности".