Попыткой подкупа назвали оппоненты «Грузинской мечты» инициативу правительства предложить двойное финансирование из бюджета тем НПО, чьи зарубежные спонсоры выступают против регистрации организации в реестре «иноагентов». Премьер-министр Ираклий Кобахидзе, как и другие лидеры правящей силы, вновь выступили с антизападными заявлениями в ответ на предостережения западных партнеров о последствиях в случае полного задействования закона об «иноагентах».
Правительство намерено создать госфонд для НПО за счет грузинских налогоплательщиков, но не средств партии «Грузинская мечта». Об этом на брифинге сообщил премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе. Так власти решили «облегчить» существование тем неправительственным организациям, которые не зарегистрировались в Минюсте в рамках закона «О прозрачности иностранного влияния»:
«Конкретные зарубежные доноры пригрозили множеству неправительственных организаций прекращением финансирования, если они пройдут регистрацию в Министерстве юстиции Грузии. На этом фоне, и в целом исходя из интересов страны, мы приняли решение учредить для грузинских НПО грантовую программу. НПО, которые делают добрые дела и служат интересам грузинского народа, из госбюджета получат в раза два больше финансирования, чем до сегодняшнего дня получали от иностранных доноров. Мы заранее призываем все те НПО, которые хотят стать агентами влияния грузинского народа и проводить национальные интересы Грузии, принять активное участие в объявленных конкурсах на получение грантов».
При этом Кобахидзе не уточнил, каким будет размер госфонда, но пообещал, что все связанные с фондом вопросы будут подготовлены в ближайшие два месяца. Первые проекты начнут финансироваться с января 2025 года. Там же глава правительства поблагодарил 450 НПО, которые, по его словам, зарегистрировались в реестре проводников иностранного влияния, несмотря на давление и шантаж.
Читайте также Гражданский сектор перешел в акцию неповиновенияНПО, финансируемые правительством, не смогут контролировать риски и случаи коррупции в госинститутах, заявили в ответ ведущие правозащитные НПО. Бывший омбудсмен, глава гражданского движения «Европейская орбита Грузии» Нино Ломджария в инициативе правительства увидела и другое:
«Видимо, тактика запугивания и давления не сработала. Значительная часть НПО не зарегистрировалась в реестре агентов, и сейчас власть перешла на режим подкупа. Это очень знакомый почерк. В России точно так же развивались события. Я исключаю возможность финансирования критикующих власть НПО из госфонда такого типа, который, вероятно, скоро будет создан».
В гражданском секторе и в этом ключе отметили важность предстоящих парламентских выборов 26 октября. Схожей точки зрения придерживаются и в большей части оппозиции. Там сегодня обратили внимание на то, что на этой неделе в американском сенате пройдут очередные слушания вокруг принятия закона об «иноагентах» в Грузии и других странах, а также обсуждения законопроекта MEGOBARI Act, предусматривающего санкции против правящей силы в случае полного задействования закона об «иноагентах» и проведения непрозрачных и несправедливых выборов. Депутат Тамар Кордзая от имени предвыборного союза «Единство – «Национальное движение» призвала грузинского избирателя сделать ставку на евроатлантический курс и поддержку США и ЕС и не верить антизападной риторике «Грузинской мечты»:
«В Сенате в ближайшие дни республиканцы и демократы планируют совместно обсудить кризис демократии в Грузии и MEGOBARI Act, который обещает нам 14-миллиардную помощь и безвизовый режим c США. Это является двухпартийным соглашением. Представители обеих сторон сходятся во мнении, что если в Грузии победит выбор граждан, то они получат эту помощь в 14 миллиардов долларов, но если эта власть не признает волю граждан Грузии, то, конечно, санкции будут гораздо жестче, чем это было раньше», – заявила Тамар Кордзая.
Читайте также Санкции США против Иванишвили приобретают реальные очертанияСовсем по-другому расценивают в правящей силе заявления западных партнеров. Ближе к выборам в их рядах накал антизападной риторики растет. В ответ на критику из Вашингтона и Брюсселя аффилированная с «Грузинской мечтой» «Сила народа» в обнародованном сегодня письме утверждает, что США и ЕС не заинтересованы в реформах Грузии, напротив, они заинтересованы в открытии второго фронта и дестабилизации в стране. Не отстает от авторов письма и генсек правящей партии, мэр Тбилиси Каха Каладзе. Он все недоумевает, почему закон «О прозрачности иностранного влияния» не нравится Западу. Значит, следует своей логике Каладзе, они против прозрачности. Не верит он и в добрые намерения американских партнеров, которые решили принять акт с названием MEGOBARI, что на грузинском означает «друг»:
«Никакого «мегобари акта» не существует, об этом мы не раз заявляли. Кто что хочет, пусть то и принимает. Мы исходим и действуем из интересов нашей страны. Мы знаем и дружбу, и партнерство, и в отношениях не ошибаемся. Но все это не может быть односторонним. Любовь ведь не бывает односторонней? Она должна быть двусторонней. Так и отношения должны быть двусторонними».
Читайте также США – заклятый друг «Грузинской мечты»Каладзе еще раз ясно дал понять, что «Грузинская мечта» не намерена менять политику в отношении западных партнеров, равно как и отзывать закон об «иноагентах», признанный западными партнерами и внутренними оппонентами антидемократичным.
Вопреки ожиданиям противников так называемого российского закона, с окончательным вердиктом не спешит и Конституционный суд, куда подано несколько исков с требованием приостановить действие закона до вынесения этого вердикта. Сегодня многие критики власти расценили это как проявление подконтрольности КС «Грузинской мечте».
Читайте также Закону об «иноагентах» ищут место в КонституцииНовый закон обязывал НПО и СМИ добровольно встать на учет в реестре агентов Минюста до первого сентября. Большая часть НПО в знак протеста отказалась от регистрации и теперь ждет ответных шагов власти, которая может полностью приостановить деятельность независимых НПО и СМИ. Это, как считают западные партнеры и местные правозащитники, станет двойным ударом по грузинской демократии перед выборами.