Неделя: наступление на гражданские свободы, шпионские версии и чистосердечное признание президента

Лия Агрба и Дэвид Гобечия (коллаж)

В центре внимания недели было избиение журналиста Дэвида Гобечия и активистки молодежного движения «ХараХПицунда» Лии Агрба. Напомню, что люди в масках напали на молодых людей на пикнике 15 сентября, используя газовые баллончики. Незаинтересованность руководства республики в расследовании данного преступления проявилась сразу же: милиция долго не приезжала на вызов (так как следователи никак не могли найти адрес), затем прокуратура и следственные органы провели множественные опросы потерпевших. А уже на следующий день министр ВД Роберт Киут сделал заявление о том, что потерпевшие не дают показаний и скрываются от правоохранителей. В это можно было бы поверить, если бы в это время в офисе не находилось множество людей, которые с изумлением наблюдали за бессвязными действиями следователей. В тандеме с правоохранителями выступили анонимные информационные ресурсы, которые встали на защиту преступников. Они подвергли сомнению достоверность информации о нападении и обвинили молодых людей в фальсификации нападения. На нападение не отреагировал сам президент, его окружение, парламент.

Your browser doesn’t support HTML5

Неделя: наступление на гражданские свободы, шпионские версии и чистосердечное признание президента

И это стало еще одним подтверждением, что нападение санкционировано властью. Общественность расценила происшествие как давление на молодых людей с активной гражданской позицией, как очередную фазу наступления власти на гражданские свободы.

Представители общественности, оппозиции, независимые журналисты потребовали от власти проведения расследования. Свое мнение они выражали в независимых СМИ, так как не получили доступа на государственное ТВ. Подконтрольные и сочувствующие власти СМИ тем временем держали оборону и обсуждали шпионские версии о западной разведке, которая внедрилась в абхазское гражданское общество и не дает Аслану Бжания реализовывать его чудесные коммерческие проекты. Шпионскую версию внедряли в том числе и посредством сторонних «экспертов», которые призывали объединиться вокруг «своего лидера» и не препятствовать реализации проектов президента. Были задействованы и многочисленные анонимные ресурсы. Тема НКО стала для них главной темой недели, а администратор «Абхазского портала» Дэвид Гобечия и дочь двух ветеранов грузино-абхазской войны Лия Агрба – посланниками Запада.

Читайте также Шаурма подвела анонимов

Разгонял этот нарратив и Аслан Бжания. Спустя три недели он наконец-то понял, что его молчание на фоне событий, происходящих в стране, вышло за все рамки приличия. 19 августа в интервью государственному телевидению Бжания признал, что протокол «Козак-Бжания», в котором он берет на себя обязательство предоставить списки неугодных граждан Абхазии для лишения их российского гражданства, не является фейком. Президент отказался комментировать протокол, по его словам, «другого, хоть и дружественного государства». И вернулся к близкой ему теме – во всех проблемах страны виноват не он и не назначенное им правительство, а виновато гражданское общество, парламент, которые не дают ему выполнять взятые на себя обязательства.

Лидер оппозиционного движения АНД назвал интервью Аслана Бжания государственному телевидению лживым. Об этом он заявил 20 сентября на пресс-конференции, на которую были приглашены журналисты всех СМИ. Показательная деталь: на пресс-конференцию не пришли журналисты государственного телевидения, государственных информационных агентств, информационного агентства «Спутник-Абхазия», которое с несвойственным для иностранного ресурса откровением продвигает версию по созданию имиджа виновности абхазского народа.

Читайте также Аслан Бжания – о Грузии, нейтральных паспортах и отношениях с Москвой

Адгур Ардзинба уверен, что предательское обещание Бжания предоставить списки граждан Абхазии на лишение гражданства России объясняются его обидой на абхазский народ, который не дает ему «выстроить авторитарно-олигархическую систему». Лидер оппозиционного движения АНД предложил Аслану Бжания, обещавшему открытость и прозрачность власти, выйти на открытый диалог в эфире государственного телевидения и убедить его в пользе лоббируемых им проектов.

Но вернемся к «криминогенной ситуации». Чем оборачивается бездействие правоохранителей и желание прикрыть преступления «своих»? Пока Аслан Бжания давал «интервью», над городом летал бумеранг. Он достиг цели 19 сентября. В этот день в центре столицы был избит племянник президента Инал Квициния, участник многих разборок с гражданскими активистами. Нападения на гражданских активистов совершались «группой лиц по предварительному сговору» с участием охранников и даже сына президента.

Нападение на Инала Квициния 19 сентября имело все признаки мести. Оно было совершено в центре города, нападавший был без маски, без газовых баллончиков и без группы поддержки. Потерпевший, племянник президента, доставлен в медицинское учреждение за пределами Абхазии с различными телесными повреждениями. Показаний не давал, заявление не писал. И возникает резонный вопрос: будет ли МВД заниматься расследованием, или на нападавшего спустят президентских опричников?

А еще на нынешней неделе окончательно провалилась очередная инициатива администрации президента по организации «народного волеизъявления» в виде писем к депутатам. Эти письма, которые в народе уже нарекли «письмами счастья», поступили из администрации президента во все районы. Под требованиями принятия закона об апартаментах и предоставления льгот иностранным бизнесменам должны были поставить подписи сотрудники государственных учреждений – учителя, врачи, работники культуры, сотрудники администраций городов и районов. Им угрожали увольнением и лишением зарплаты. Однако безотказно работавшая в советские времена система дала сбой: целые районы отказывались подписываться под письмами, спущенными из администрации президента. Наибольшее количество подписей удалось собрать лишь в восточной части страны. Парадоксально, но среди подписантов многие не являются гражданами Абхазии, не участвовали в парламентских выборах, но обращаются к депутатам как к своим избранникам.

Читайте также Обзор абхазской прессы

Вот на таком фоне мы приближаемся к президентским выборам 2025 года.

(Изида ЧАНИА, «Нужная газета»)

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

Подписывайтесь на нас в соцсетях