На фоне острого противостояния открылась осенняя сессия парламента Грузии. Власть повторила свои предвыборные тезисы, оппозиция разоблачила их органическую связь с Кремлем. Впрочем, часть оппозиции сессию вообще решила бойкотировать
Во вступительном слове перед открытием сессии спикер Шалва Папуашвили выразил недовольство бойкотом со стороны большей части оппозиции.
«Через несколько недель у нас парламентские выборы, а партии, которые просят граждан проголосовать за них в парламент, даже не присутствуют на сессии», — сказал Папуашвили.
Впрочем, часть оппозиции в парламенте представлена была. Поэтому большую часть времени депутаты посвятили взаимным выпадам. Тон задали представители оппозиции. Депутат «Гахария — за Грузию» Анна Бучукури предложила большинству выйти из стеклянных замков и посмотреть людям в глаза:
Выходите из стеклянных замков, поговорите с семьями в регионах
«Это страна, где дети голодают. О каком благополучии вы говорите людям, когда сегодня стеклянная колба [с которой лидер партии власти Иванишвили выступает на предвыборных митингах] стала вашим символом. Выходите из стеклянных замков, поговорите с семьями в регионах. Почти не осталось семей, из которых кто-нибудь из родителей не уехал в Европу или США, чтобы прокормить детей. А вы все время твердите этим людям о «глобальной партии войны» и конце «Национального движения»? На что вы способны, когда половина из вас служили или финансировали режим «Национального движения»? Сегодня вы стоите на лжи», — подытожила Бучукури.
На это последовала разраженная реплика Папуашвили, который обвинил партию экс-премьера в предательстве.
Парламентское большинство сосредоточилось на сведении счетов с «Нацдвижением», роли Грузинской православной церкви в жизни государства и антизападной риторике. В последнем особенно выделялся лидер парламентского большинства Мамука Мдинарадзе:
«До выборов мы увидим много попыток вмешательства извне. Представители партии войны внутри страны и за ее пределами попытаются повлиять на избирательные процессы. Наши оппоненты, эти рьяные агенты, в первую очередь постараются хорошо использовать этот спасательный круг. Однако Грузия никогда и никому не позволит принимать решения в соответствии с таким грубым вмешательством, решения тут будут приниматься грузинским народом и избранными им властями», — пообещал лидер фракции.
Читайте также Гражданский сектор перешел в акцию неповиновенияВице-спикер Нино Цилосани заявила об неминуемой расправе над оппозиционным «Нацдвижением»:
«Национальное движение» обязательно предстанет перед судом, и этот наказ грузинского народа станет реальностью после выборов 2024 года».
И, наконец, церковную нишу взял на себя лидер «социалистов» Фридон Инджия, который предложил наделить ее правом вето по ключевым вопросам:
«Грузия, наш народ в целом, нуждается в укреплении позиции Православной церкви в Конституции. Вы помните, что в течение многих лет принимались законы, которые не в полной мере отражали интересы грузинского народа. И тогда Православная церковь также выражала свое недовольство. Если в интересах страны Церкви будет предоставлено право вето, это решит многие вопросы, в том числе и то, что законы, которые парламенту, возможно, придется принимать в ближайшем будущем, не будут приняты».
В связи с этим оппозиционный депутат Роман Гоциридзе заявил журналистам, что предвыборные лозунги большинства и его сателлитов являются полной калькой деградации путинской России:
Все законы, которые здесь обсуждаются депутатами большинства, уже приняты в России
«Все предложенные властью законопроекты полностью переписаны с российских аналогов. «Российский закон-3» — это попытка объявить православие государственной религией. До этого были законы об «иноагентах» и запрете ЛГБТ пропаганды. И «Грузинская мечта» старательно их копирует, последний пример — так называемая тема «защиты традиционных ценностей», в свое время предложенная русской церковью. Там государство и церковь связаны воедино, и сообща учредили инквизицию. Все законы, которые здесь обсуждаются депутатами большинства, уже приняты в России», — подчеркнул Гоциридзе.
Что касается законотворчества, то единственный вынесенный на голосование законопроект «Об амнистии» во втором чтении был рассмотрен быстро и без оппозиции. Амнистия затронет около 1000 осужденных сразу. Еще около 5000 будут выходить из мест заключения поэтапно — через несколько месяцев или несколько лет. Вопрос будет рассмотрен в третьем чтении на завтрашнем пленарном заседании.