В «Грузинской мечте» и Центральной избирательной комиссии утверждают, что решение двух оппозиционных коалиций отказаться от депутатских мандатов не имеет юридической силы, поскольку до первого заседания нового парламента закон это запрещает. Скептически на ситуацию смотрят и в оппозиционной партии бывшего премьера Георгия Гахария.
Лидеры «Коалиции за перемены» и «Единства – Национального движения» Ника Гварамия и Тина Бокучава заявили, что ЦИК, как и «Грузинская мечта», придумает множество причин, чтобы оспорить их решение отказаться от депутатских мандатов. Однако это не повлияет на их мнение, и они будут отказываться от мандатов и подавать заявления столько раз, сколько потребуется.
Читайте также Грузинская оппозиция уходит из парламента в отказСпустя несколько часов Ираклий Купрадзе, один из лидеров коалиции «Сильная Грузия», выложил видео на своей странице в Facebook, где сообщил о подаче заявления об отказе от мандата, написанного от руки на листе бумаги, – так же, как сделали его коллеги. Видео он сопроводил таким объяснением: «Мы не собираемся писать заявление восемьдесят раз; подадим один юридически оформленный документ, и он будет, безусловно, удовлетворен».
Позже заявление сделал еще один лидер коалиции «Сильная Грузия» Леван Цуцкиридзе. Он подчеркнул, что разногласий среди членов оппозиции не существует и совместно принятое решение остается в силе – работать в парламенте оппоненты власти не собираются.
«Они [«Коалиция за перемены» и «Единство – Национальное движение»] сделали то, что считали нужным, и так, как посчитали нужным. Мы сделаем то, что будет угодно нам. Главное, чтобы в этом парламенте не было оппозиции, которая победила на выборах. Мы победили и не собираемся идти в законодательный орган как побежденные», – заявил Цуцкиридзе.
Является ли публичный отказ от мандатов тестом на прочность оппозиции? Этот вопрос возник после того, как представители партии Георгия Гахария несколько запоздали с комментариями. Сделанное позднее заявление соратника бывшего премьер-министра Грузии Беки Лилуашвили тоже не внесло ясности в ситуацию:
«Это сложно назвать решением. Для того, чтобы это воспринималось как решение, оно должно быть предусмотрено законодательством, а в законе такого не прописано. Что касается нас, мы внимательно слушаем своих избирателей и следуем нашему плану. Никакие необдуманные шаги не смогут оказать на нас влияния. Их решение может совпадать с интересами «Грузинской мечты», но это может только превратиться в посмешище. Мы уже говорили об этом ранее и повторяем сейчас: легитимности этому парламенту мы не дадим», – отметил Лилуашвили.
Читайте также Грузинская оппозиция представила долгожданный план сопротивленияЛегитимность со стороны оппонентов власти правящей партии не нужна, ответил Ираклий Кобахидзе из Баку. Премьер-министр страны считает, что «Грузинская мечта» уже получила достаточную легитимацию от населения страны, а «саботажным» планам оппозиции реализоваться не суждено, уверяет премьер.
«Все знают, что отмена списков до первой сессии парламента невозможна. Следовательно, когда состоится первая сессия парламента, полномочия всех депутатов будут известны. После этого, если кто-либо желает обратиться в парламент Грузии или в Центральную избирательную комиссию по вопросам отмены списков или прекращения мандата, они могут это сделать, но только после первой сессии парламента», – заявил Кобахидзе.
Позицию главы государства разделяет и Центральная избирательная комиссия. ЦИК выложила заявление на официальной странице в Facebook, где говорится, что избирательное законодательство не предусматривает аннулирование регистрации кандидатов в партийных списках ни в случае обращения партий, ни в случае личного обращения до признания полномочий вновь избранных депутатов. Здесь добавляют, что заявления со стороны представителей оппозиции – не что иное как манипуляция и усиление давления на избирательную комиссию:
«С целью информирования общественности разъясняем, что согласно статье 120 Избирательного кодекса партия, участвующая в выборах, имеет право отменить свое решение о выдвижении кандидата на членство в парламенте, оставшегося в партийном списке, после признания полномочий избранных членов парламента. Кроме того, кандидат на членство в парламенте Грузии имеет право снять свою кандидатуру из партийного списка после признания полномочий избранных членов парламента, для чего он должен обратиться в ЦИК с соответствующим заявлением».
Заявления Центральной избирательной комиссии считает предвзятыми бывший замминистра юстиции Грузии. Александр Барамидзе говорит, что ЦИК пытается ввести население в заблуждение и тем самым укрепить позицию правящей партии. Юрист поясняет, что никто не говорит Центральной избирательной комиссии, что регистрация кандидатов в списках должна быть аннулирована в данный момент. Барамидзе указывает на 131 статью, которая гласит, что в течение двух дней после подведения окончательных результатов выборов Центральная избирательная комиссия регистрирует избранных депутатов парламента Грузии и выдает им временные удостоверения о выборе в парламент Грузии.
«Насколько я понимаю, именно на эту статью ссылаются те партии, чьи члены сегодня уже заявили об отказе от регистрации как избранных депутатов. Другими словами, они прямо говорят Центральной избирательной комиссии: когда вы объявите «окончательные результаты» массово сфабрикованных выборов, в течение двух дней с этого момента не регистрируйте А, Б, С и других, кто обратился к вам с соответствующим письменным заявлением, как избранных депутатов (не кандидатов, а именно избранных депутатов) и не выдавайте нам «временное удостоверение», потому что мы не хотим быть членами так называемого парламента, сформированного в результате сфальсифицированных выборов», – говорит Барамидзе.
Что говорит Конституция?
Главный закон страны для «Эхо Кавказа» разобрал Вахтанг Хмаладзе. Конституционалист утверждает, что у Центральной избирательной комиссии нет полномочий снять с регистрации партию или кандидата. Протокол об итогах выборов, который должна выдать избирательная комиссия, включает пункт, где перечислены кандидаты, избранные в результате голосования. Этот документ, в свою очередь, должен быть утвержден парламентом на его первом заседании, что позволит кандидатам стать депутатами.
По словам Хмаладзе, отказаться от мандата можно только тогда, когда его выдаст законодательный орган. Однако существует одно но: «Грузинская мечта» может не удовлетворить заявления представителей оппозиции об отставке или удовлетворить лишь часть из них, чтобы создать иллюзию, что парламент не однопартийный. Остальным для отказа от своего мандата придется обращаться в Конституционный суд», – объясняет Вахтанг Хмаладзе.
С функциональной точки зрения у «Грузинской мечты», которая может оказаться в парламенте одна, проблем не будет – если не учитывать конституционные изменения, принять которые будет невозможно.
Читайте также Вахтанг Хмаладзе: «Грузинская мечта» мечтает о восстановлении однопартийной системы»Несколько иная ситуация с легитимацией законодательного органа. Несмотря на то, что часть населения и западные партнеры считают выборы сфальсифицированными, а судебная система страны не удовлетворила ни одного иска неправительственного сектора, независимых наблюдателей или политических партий, депутаты нового созыва формально будут считаться легитимными. Важно отметить, что международное сообщество пока не признало парламентские выборы 26 октября честными и прозрачными.