Грузинские власти критикуют решение оппозиционных сил отложить формирование теневого кабинета министров, ранее согласованное с президентом. Сегодня лидеры «Грузинской мечты» утверждали, что в стане оппозиции, которая якобы «управляется извне», царит полный хаос.
Президентская Хартия, которую подписали ведущие оппозиционные силы, не предполагала формирования теневого кабинета до выборов, заявила президент Грузии Саломе Зурабишвили в эфире телеканала «Формула». Выдвижение кандидата на пост премьер-министра произойдет после выборов, поскольку она «отчитывается перед четырьмя партиями», подписавшими «Грузинскую хартию».
«В «Грузинской хартии» прописано, что я должна представить кандидата в премьер-министры. У меня есть кандидат на должность премьер-министра, но я учитываю мнение четырех партий, которые считают, что этот вопрос должен быть решен после выборов. И да, в уставе Хартии нет положения о том, должен кандидат на пост премьер-министра выдвигаться до или до выборов. Поскольку таким было мнение большинства, пусть это будет после выборов. Я думаю, при различных подходах партиям гораздо легче будет договориться вокруг нейтрального премьера, который не является политической фигурой», – заявила президент.
Читайте также Коалиционное правительство Грузии: плюсы и минусы
В оппозиции – полный винегрет, там даже не отважились назвать состав теневого кабмина, резюмировал спикер парламента Шалва Папуашвили:
«Они даже не смогли сформировать правительство, как им наказали избиратели, потому что они марионетки, действующие по инструкциям. Представьте, есть партии, они говорят, что участвуют в выборах, их цель – победить, заручиться определенной поддержкой, и они даже не осмеливаются сказать, кто входит в состав их будущего правительства. Впрочем, состав технического правительства известен им давно, они просто не осмеливаются сказать об этом грузинскому народу. На данный момент даже их сторонники догадываются, с кем на самом деле они имеют дело и можно ли этим людям доверить власть».
Читайте также «Грузинская мечта» объявляет импичмент в два созываУ вице-спикера парламента Гии Вольского своя версия – «оппозиция сознательно принизила роль президента»:
«План, идея Саломе Зурабишвили заключалась в том, чтобы позиционировать себя лидером оппозиции. Но с приближением выборов оппозиция поставила Саломе Зурабишвили на свое место и не дала ей возможность выдвинуть свою кандидатуру на пост премьер-министра. Ее последняя задумка состоит в том, чтобы дать людям понять, что представителей «кровавого коллективного «Национального движения» не будет в кабмине, а править Грузией в течение определенного периода времени будет нейтральное техническое правительство. Думаю, они поняли, насколько непопулярно было бы представить на суд общества кандидатуры «коллективного Нацдвижения», поэтому они отказались от этого плана».
Читайте также «Грузинская мечта» саморазоблачилась перед «глобальной партией войны»
Впрочем, судя по результатам соцопроса, проведенного британской компанией SAVANTA по заказу «Фонда свободы медиа» (основан сотрудниками оппозиционного канала «Мтавари»), большинство респондентов одобряют ключевые пункты Хартии, включая вопросы открытия переговоров с Европейским Союзом, назначения технического правительства и проведения повторных выборов в случае победы оппозиции.
Формирование коалиционного правительства с премьер-министром, не представляющим какую-либо конкретную партию, поддержали 54% опрошенных, не согласились – 24%, не смогли ответить – 22%.
Вопрос внеочередных выборов после подготовительного года реформ поддерживают 45% опрошенных, не согласились с такой формулировкой 29%, затруднились с ответом 26%.
В оппозиции считают, что попытка властей представить ситуацию наличием разногласий не выдерживает критики. По словам представителя партии «Гахария за Грузию» Теоны Акубардия, первостепенными вопросами для оппозиции является победа на выборах 26 октября и возвращение страны в формат переговоров с ЕС.
«Главный вопрос будет решаться 26 октября. Всего через 3 дня мы должны открыть заколоченные стараниями Иванишвили двери в сторону Европы. Также убеждена, что мы успешно решим и остальные вопросы для европейского будущего страны, включая формирование правительства. Теперь, когда власти увидели, что вопрос назначения технического правительства будет решаться после выборов, они, похоже, разозлились, так как не смогли спекулировать на этой теме. Оппозиция обязательно договорится о кабмине и вернет страну на путь европейского развития», – пообещала Акубардия.
Пока, согласно вышеупомянутому опросу общественного мнения, в парламент проходят четыре крупных оппозиционных объединения.
- «Коалиция за перемены – Гварамия, Мелия, Гирчи, Дроа» — 19%;
- «Единство» («Национальное движение», «Стратегия Агмашенебели», «Европейская Грузия») — 16%;
- «Сильная Грузия» («Лело», «За народ», «Площадь свободы», «Граждане») – 9%;
- «Гахария – За Грузию» – 8%.
По итогам того же опроса правящая «Грузинская мечта» набирает 35%, и если эти данные совпадут с результатами выборов, у «Мечты» будет в новом парламенте 61 депутат, а у оппозиции – 89, что вполне позволит последней сформировать кабинет министров.