Что ж, случилось то, что по идее должно было произойти еще лет 15 назад. Странно не то, что ЭТО произошло, странно то, что так долго не происходило.
Как-то не очень серьезно звучит, когда мы говорим о конфликте между Россией и Абхазией – это настолько диаметрально противоположные весовые категории, что теоретически никакого конфликта между ними быть не может.
Абхазия полностью и во всем зависит от Москвы: собственно, бюджет в 2024 году примерно на 45% состоит из российских денег, и отдельной статьей расходов, не зафиксированной в бюджете, является выплата пенсий старикам… Если подсчитать и это, то доля Москвы в финансировании абхазского государства значительно выше тех самых 45%.
Your browser doesn’t support HTML5
Но даже в том, что касается вроде как своих налоговых поступлений, которые обеспечивает абхазское государство, по сути они тоже связаны с Россией. Ведь источник налогов, то есть бизнес, преимущественно связан опять-таки с Российской Федерацией: туризм, экспорт, импорт – все это могущественный северный покровитель.
А еще рублевая зона, финансовая система, полностью интегрированная в Россию, энергетика, а еще границы, оборона, безопасность, даже простая дорожная полиция – все это полностью существует за счет Москвы.
Россия одним легким движением руки может стереть Абхазию с лица земли, так, что этого никто не заметит
Казалось, какие могут быть в этой ситуации конфликты? Россия одним легким движением руки может стереть Абхазию с лица земли, так, что этого никто не заметит, и все протесты абхазской общественности не имеют никакого смысла – они уйдут в никуда. Как говорится, глас вопиющего в пустыне.
Однако каким бы невероятным это ни показалось, конфликт между абхазами и Россией существует, причем давно, как минимум лет 10.
Читайте также Абхазская оппозиция говорит об отстранении Аслана Бжания от властиСхема простая – это кошки-мышки. Россия пытается загнать Абхазию в национальный тупик и заставляет принять законы, которые обеспечат относительно безболезненное растворение абхазского этноса в российском демографическом море. Абхазы пытаются этого избежать, используя единственное имеющееся у них для этого средство – хитрость.
Россия требует от абхазских властей принятия нужных ей законов, Сухуми клятвенно заверяет, что вот-вот все будет сделано в лучшем виде, что надо переждать пару месяцев, разрулить ситуацию с общественным мнением и убедить народ в том, что эти законы надо принимать... Ну пару месяцев еще подождите, и все будет в порядке.
Эти «пару месяцев» растянулись на 15 лет. Со стороны любо-дорого посмотреть на эту игру – на то, как Россия пытается загнать абхазов в угол, а абхазы всячески увиливают. Если внимательно присматриваться, то можно получить немалое эстетическое удовольствие, как от хорошего футбольного матча или кинофильма.
Такие кошки-мыши не могут продолжаться вечно. Рано или поздно Москва убедится в том, что ее банально водят за нос
Впрочем, изначально было понятно: такие кошки-мыши не могут продолжаться вечно. Рано или поздно Москва убедится в том, что ее банально водят за нос. Странно не то, что она наконец это поняла, странно то, что так долго не понимала. Ну или понимала и закрывала глаза, проявляя несвойственную российской политике деликатность и тактичность.
Что ж, абхазскому обществу показали, что непревзойденное мастерство абхазов по части ухода от ударов уже не очень-то и действует. Что их схема расщифрована, что они ничего не собираются предпринимать, никаких законов рассматривать не будут...
Читайте также Абхазские кошки-мышкиСейчас главный вопрос: как далеко пойдет Москва? С точки зрения абхазского общества, плохо то, что конфликт стал достоянием общественности и вышел наружу. Это порождает дополнительные сложности: если раньше Россия просто могла махнуть рукой и сказать, да черт с ними, с этими абхазами, сейчас некогда с ними возиться, разберемся позднее, то сейчас это вряд ли сработает.
Как вы себе представляете: Москва выдвинула конкретные публичные требования, Сухуми отказался их выполнять, и в итоге Кремль мирно отполз – ну не принимают так не принимают, что с ними сделаешь? С точки зрения Москвы, это уже не просто демонстрация слабости, а проявление полной беспомощности.
Это как же так? Мы, Россия, могущественная ядерная держава, «можем повторить», и тут какие-то там абхазы плевать на нас хотели? Причем если раньше все это было шито-крыто, то теперь на нас плюют открыто? Да кто они вообще такие и что себе позволяют?
Читайте также Игра в четыре руки. Кто, как и для чего использует кризис между Россией и АбхазиейС другой стороны, 15-летняя традиция может продолжиться: не исключено, что и сейчас Москва махнет рукой, сославшись на занятость, и отложит окончательное решение абхазского вопроса на более поздний срок – хотя бы до выборов в Абхазии.
Отложенная экзекуция не означает отмененная. Россия четко показала, чти приберегла эту территорию для себя и твердо намерена ее освоить, низведя абхазов до уровня этнографической экзотики
Однако по сути это ничего не меняет. Отложенная экзекуция не означает отмененная. Россия четко показала, чти приберегла эту территорию для себя и твердо намерена ее освоить, низведя абхазов до уровня этнографической экзотики. Москва пока не задействовала и пятой части своих возможностей – не прекратила финансирование госаппарата, не отменила инфраструктурные проекты, а главное, не закрыла границы...
Карательные меры Москвы еще далеко впереди, и не факт, что они последуют прямо сейчас, однако абхазы должны понимать, дело не только в апартаментах. Все обстоит намного хуже: для России само существование Абхазии в нынешнем формате – с демократическими выборами, с многопартийностью и свободой слова – уже проблема. Это изъян в общей системе, который надо стереть.
В Абхазии все должно быть так, как везде в России и под ней – феодалы, несменяемая власть, сильный карательный аппарат, периодические репрессии и полный контроль над обществом.
Свободолюбивая Абхазия – кость в горле, сама по себе, без всяких апартаментов и «иноагентов».
Сегодня, завтра или послезавтра генеральное наступление состоится, и Москва задействует весь свой ресурс для покорения абхазов. Так что настоящие испытания на прочность еще далеко впереди. Пока ничего даже не начиналось.
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции