Никакие заборы не помогут, если чаша терпения народа переполнена. Об этом свидетельствует и всемирная история, и события, происходящие сегодня в Абхазии.
Аслан Бжания капнул в эту чашу свою последнюю свою каплю 15 ноября и бежал из столицы. Оппозиция через посредников ведет переговоры, чтобы придать побегу законный характер. Для Абхазии это обычная практика – президенты, покинувшие свое рабочее место в результате народных протестов, чтобы не нагнетать ситуацию и не провоцировать столкновения, пишут заявление об отречении. И все снова идет по кругу. Сам Аслан Бжания пришел во власть точно по такой же схеме в 2019 году, сломав окна и двери в комплексе правительственных зданий и вынудив своего предшественника подписать отставку. Помня о бумеранге, он все пять лет строил заборы, закупал бронированные машины, камеры видеонаблюдения, увеличивал численность и оснащенность личной охраны и МВД, преследовал оппонентов, узурпировал власть.
Читайте также Абхазские власти за позорным заборомАслан Бжания действовал как опытный наперсточник: подлог документов, аресты гражданских активистов, игнорирование общественности, старейшин и так далее
Но это не помогло. Последней каплей стал вопрос о ратификации российско-абхазского соглашения об инвестициях в парламенте 15 ноября. Соглашение предусматривало беспрецедентные льготы для российских олигархов и открывало путь для скупки земли. Все попытки общественности остановить подписание соглашения, а затем его ратификацию, не увенчались успехом. Аслан Бжания действовал как опытный наперсточник: подлог документов, аресты гражданских активистов, игнорирование общественности, старейшин и так далее. Вероятно, для депутатов были и более убедительные козыри: накануне сессии парламента появилась информация, что высокопоставленные чиновники раздали некоторым депутатам взятки по 12 млн рублей. Насколько инсайд соответствует действительности, никто в публичном пространстве не сообщал, но очень похоже на правду. Ничем другим поведение депутатов, спрятавшихся от своих избирателей накануне сессии, объяснить сложно.
Однако предшествующие события, видимо, как-то повлияли на часть народных избранников, и на сессию собрались только 21 депутат из 35. Вероятность набрать 18 голосов была достаточно низка, поэтому требование общественности, собравшейся перед парламентом 15 ноября, – отклонить ратификацию соглашения – пришлось очень кстати. Депутаты, которые беспрекословно подчиняются президентской охране и работают, по сути, под дулами автоматов, вдруг проявили чувствительность к давлению общественности, которое исходило из-за забора. Они заявили, что работать в таких условиях они не могут, и приняли решение перенести сессию. Можете расходиться, сессии сегодня не будет.
Читайте также «Долой дезертира!» Протестующие требуют отставки Бжания
Но то ли критическая масса людей, собравшихся у парламента, была больше обычной, то ли поведение власти пересекло критическую отметку, но это сообщение вызвало совершенно противоположную реакцию. Люди возмущались, требовали спикера, депутатов – никто их не услышал, все внимательно наблюдали из окон, вызывая дополнительное раздражение. И тогда все пошло не по плану: в ход пустили КамАЗы министерства обороны, преграждавшие путь к забору и к парламенту. Нашлись и аккумуляторы, и насосы для спущенных покрышек, и техника министерства обороны, которая по замыслу должна была остановить протестующих, стала тараном, с помощью которого были выломаны ворота правительственного комплекса, и люди вошли сперва на территорию у парламента, а затем и в само здание, выломав решетки на окнах и двери. Сотрудники МВД, ГСО, МЧС, МВД, СГБ, Минобороны, охранявшие комплекс правительственных зданий, не препятствовали проходу протестующих.
Читайте также Протест в Абхазии: штурм парламента и требование отставки президента
Брать почту и телеграф не стали, преследовать Аслана Бжания тоже. Обосновались в здании. Аслан Бжания к этому моменту был уже вывезен на УАЗике из здания администрации президента, примыкающего к парламенту, и пропал из зоны видимости.
Неподтвержденная информация: прятался на российской военной базе, обращался за помощью к Росгвардии, но получил отказ. Появился он на территории СГБ, где обратился к силовикам с призывом защищать его. А к вечеру его пресс-служба сообщила, что неприкаянный экс-президент находится в своем родовом селе Тамыш в доме одного из депутатов парламента. Здесь он будет имитировать деятельность, собирать правительство и депутатов и в учительской сельской школы обсуждать, как идет работа по восстановлению Сухумского аэропорта, отданного им сыну Нургалиева.
Бжания попросил подумать до утра, затем еще до утра. И по сей день ситуация остается прежней
Переговоры с протестующими начнутся только на следующий день. Аслан Бжания выдвинул требования освободить комплекс правительственных зданий, чтобы он мог вернуться в кабинет президента, где он пообещал написать заявление об отставке – при условии, что исполнять обязанности президента до выборов будет вице-президент Бадра Гумба. Тут же он объявил, что намерен выдвигаться на следующих президентских выборах. Протестующие предложили ему написать отречение, не покидая села Тамыш, и доверить исполнение обязанностей президента спикеру парламента, как и предусмотрено Конституцией, а главой правительства назначить вице-премьера Владимир Делба. Бжания попросил подумать до утра, затем еще до утра. И по сей день ситуация остается прежней.
Тем временем срезан «забор позора» вокруг комплекса правительственных зданий, Минобороны возвращены КамАЗы, и протестующие в здании администрации президента приступили к изучению документации, которая скрывалась от народа. Здесь и российско-абхазские протоколы (по типу Козак-Бжания), свидетельствующие о том, что Аслан Бжания брал на себя обязательства принять соглашения и поправки в различные законы, открывающие двери для российских олигархов к скупке земли и гособъектов, в том числе энергетики, принять законы, позволяющие иностранцам скупать недвижимость. В случае невыполнения уйти в отставку до 1 сентября нынешнего года. Видно, продлил срок.
Документы свидетельствуют, что президент и его окружение тратили огромные бюджетные средства на банкеты, командировки, развлечения, покупку машин, ГСМ, что Аслан Бжания сотнями раздавал именные пистолеты и гражданство Абхазии. Часть документов уже в сети, и думаю, что это только начало. Среди смешных документов, попавших в сеть – просьба к президенту России от президента Абхазии дать разрешение на установку «мигалок» на московскую машину Аслана Бжания.
Среди совсем несмешных – списки людей, нелояльных к Бжания (здесь я обнаружила всех независимых журналистов, в том числе и себя), «иноагентов» с распечаткой банковских счетов, персональными данными и документами (в том числе и из российских банков). Именно эти списки и предоставлялись из администрации президента в пограничное управление ФСБ России, и этих граждан Абхазии задерживали при пересечении государственной границы.
Читайте также Сегодня сторонник, а завтра государственный преступник или иноагентОчень интересный документ – «первоочередные задачи» Аслана Бжания. В одном из пунктов «ужесточение практики предоставления абхазского гражданства репатриантам из Турции и Ближнего Востока». То есть Аслан Бжания, зная, какую обеспокоенность у общественности вызывает его намерение заселить Абхазию десятками тысяч иностранцев (демографический дисбаланс – ахиллесова пята абхазов), согласился ужесточить получение гражданства именно для абхазов, выселенных из Абхазии в XIX веке после Русско-кавказской войны. Наверное, о намерениях Бжания не знают представители абхазской диаспоры в Турции, которые по телефону выразили ему слова поддержки через четыре дня после его изгнания. Не все, конечно.
Аслана Бжания поддержал только президент Южной Осетии и глава российского региона Калмыкии. На этом «международное признание» госпереворота захлебнулось
Теперь о международной реакции на события в Абхазии. Официальная позиция МИД России – невмешательство во внутренние дела Абхазии – оглашена вместе с традиционным призывом к туристам не посещать Абхазию до урегулирования. По сути, Аслана Бжания поддержал только президент Южной Осетии и глава российского региона Калмыкии. На этом «международное признание» госпереворота захлебнулось.
Конечно, Аслан Бжания пытается выиграть время и водит оппозицию за нос. Потому как парламент, сформированный им, в большинстве своем состоит из его сторонников, закрывающих глаза на нарушение Конституции и законов, на уничтожение абхазской государственности. Эти 18-20 депутатов будут голосовать за отставку Бжания только с его разрешения. Поэтому ситуация может развиваться и по Януковичу, и по Гамсахурдия, что конечно же не может положительно сказаться на и без того подмоченном имидже страны. Но Бжания это не волнует, он тянет время и будет тянуть его до тех пор, пока гражданские активисты, удерживающие администрацию президента, не выдохнутся. Но он, наверное, не учитывает, что этот фактор обернется для него приданием гласности огромного количества документов, которые могут лечь в основу не просто обоснованного отстранения, а потянут на уголовную статью «в особо крупном размере» как минимум.
Народовластие, прописанное в нашей Конституции, – это не только право избирать и быть избранным. Это еще и право граждан защищать свои права и свободы от диктаторов любыми средствами вплоть до вооруженной борьбы
Аслан Бжания и часть его окружения, принципиально не вспоминая о событиях 2019 года, пугают восставших «государственным переворотом», но юристы уж точно знают, что народовластие, прописанное и в нашей Конституции, – это не только право избирать и быть избранным. Это еще и право граждан защищать свои права и свободы от диктаторов любыми средствами вплоть до вооруженной борьбы. И когда народ, носитель суверенитета, свергает коррумпированного чиновника, наносящего вред стране, его права регламентированы нормами международного права. Простите, конечно, что я вспоминаю международные документы, но мы Всеобщую декларацию прав человека прописали в своей Конституции – кто же знал, что у нас появится такой президент. И в ней перечислен исчерпывающий перечень условий, при которых народ вправе воспользоваться столь радикальным способом защиты своих прав. Я приведу один из пунктов, который соответствует нашей ситуации – отсутствие в правовой системе государства эффективных и доступных для народа правовых средств устранения тирании и угнетения. Думаю, что основоположники основного закона не просто так включили международные обязательства в текст нашей Конституции. И хочет оппозиция или нет, но она будет вынуждена искать нетрадиционные пути отрешения президента, если Бжания продолжит упорствовать.
Читайте также Абхазская неделя: переворот, безвластие и цена посредничества
И вот сегодня, на четвертый день, прибыли на работу депутаты парламента в количестве 21 человека и заявили, что ищут пути урегулирования только в соответствии с традиционной схемой отречения, и предложили посредничество в переговорах оппозиции и власти. Эти переговоры пройдут сегодня. К вечеру мы узнаем, на какие уступки пошли стороны и пойдем ли мы опять по традиционному кругу свержение-отречение-выборы или используем появившийся шанс изменить систему власти, которая не соответствует ни нашей ментальности, ни вызовам времени.
И напоследок цитата абхазского общественного деятеля Зураба Ачба. Читая ее, надо помнить, что эти слова были сказаны 15 лет назад:
«Сегодня мы стоим на распутье. Наследие советской административной системы, грехи нашей Конституции, негативная практика государственного управления, укрощенные средства массовой информации и низкая общественная активность способствуют перерождению абхазского государства, провозглашенного демократическим, в авторитарное».
Все как по писанному, но никто не прислушался.
Изида Чаниа, «Нужная газета»
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции