На 49-й день протеста его участники прибегли к новой беспрецедентной мере – всеобщей предупредительной забастовке. Этот шаг, к которому с самого начала протестов призывали многие, стал возможным лишь спустя недели. Более 400 компаний приняли участие в акции, объявив о временной приостановке работы. С 15:00 до 18:00 они закрыли свои двери или прекратили предоставлять услуги. Среди участников – представители самых разных отраслей и профессий, от продуктовых магазинов и салонов красоты до сотрудников банка.
15 января с трех до шести часов, проезжая по улицам Тбилиси, через каждые 500 метров можно было встретить небольшие группы людей с флагами Грузии и Евросоюза и плакатами, на которых крупными буквами было написано: «Мы бастуем».
Вот как развивались события в разных частях столицы. Ровно в три часа небольшая стоматологическая клиника на первом этаже многоэтажки на улице Нуцубидзе вывешивает синий флаг с желтыми звездами. Неподалеку, через несколько метров, сотрудники ресторанов выстраиваются на крыльце своих заведений, а чуть дальше один из крупнейших продуктовых супермаркетов «Фреско» закрывает свои двери для посетителей.
«Добрый день! Мы бастуем! До свидания!», – говорит менеджер магазина женщине, подходящей ко входу.
Услышав это, та молча разворачивается и уходит.
Через пару минут к прозрачной двери подходит мужчина, но она остается закрытой. Он замечает на двери стикер с надписью: «Присоединяемся ко всеобщей забастовке. С 18:00 продолжим работу в обычном режиме».
«Забастовка какая-то. Ничего не понял», – говорит он, словно обращаясь к стоящей рядом незнакомке.
Еще через минуту к магазину подходит взрослая женщина с пакетом в руке. Похоже, она решила докупить недостающие продукты. Она останавливается у входа и ждет, когда ее впустят. Увидев это, менеджер открывает дверь.
«Магазин не работает, забастовка», – говорит сотрудница супермаркета женщине.
Та читает надпись на стикере и молча, с явным недовольством разворачивается. Очевидно, такая забастовка создает хоть и небольшое, но неудобство местным жителям.
Персонал супермаркета не дает дополнительных комментариев, их позиция, как говорит менеджер, выражена в самом действии – участии во всеобщей забастовке.
Но в нескольких метрах от магазина стоят мужчина и женщина с небольшими флагами Грузии в руках, которые не отказываются поговорить. Они не сотрудники, просто живут поблизости и решили выразить свою солидарность.
«Мы считаем, что забастовка – один из сильных инструментов, чтобы этот режим быстрее пал. Мы живем рядом, поэтому вышли, чтобы присоединиться к другим бастующим. Думаю, массовая забастовка станет одной из самых эффективных форм протеста, которая поможет нам достичь желаемых результатов», – говорит местная жительница Тамуна.
Во дворе за углом, в нескольких метрах от них, отдаленно виднеются белые полотна. Тем, кто в курсе, что сегодня по всей стране проходит забастовка, становится ясно, что это место – один из сборных пунктов бастующих. По мере приближения к точке протеста белые полотна становятся все более отчетливыми, и на плакатах, которые держат в руках десятки человек, можно прочитать «Прекратите насилие над демонстрантами!», «Будущее Грузии – в Европе», «Свободный протест – пульс демократии».
Последний плакат подчеркивает, что собравшиеся здесь – медики и сотрудники частной клиники Raymann.
Этери Кипиани, менеджер по развитию медицинских сервисов, держит в руке плакат с надписью «Не бейте демонстрантов!». Для нее главное послание забастовки – свобода политическим заключенным:
«Свобода узникам режима, свобода самым свободным молодым ребятам, которые сейчас в тюрьме! Именно они борются за лучшую Грузию, в том числе и для детей тех, кто их избивает и сажает в тюрьмы. Свободу политзаключенным! Эти забастовки должны быть перманентными и обязательно возымеют эффект».
Ника Хуцишвили – младший кардиолог клиники. Он присоединился к забастовке, потому что считает, что в его стране должна быть европейская система здравоохранения, европейское будущее, а также право на свободу выражения мнений.
«Я осуждаю насилие в отношении демонстрантов. Считаю, что в этой стране свободная мысль должна иметь возможность на выражение. И этой стране точно нужно то европейское будущее, которое принесет нам мир, достоинство и благосостояние».
Читайте также Больше «Мечты», меньше свободыНа эту забастовку вышла лишь часть работников клиники: медики не могут оставить своих пациентов без необходимых им услуг.
«Исходя из того, что в медицинском секторе в период забастовки зачастую невозможно прекратить работу по моральным причинам, некоторые врачи продолжают свою деятельность. А те, кто смог, вышли, чтобы выразить свой протест», – говорит Ника Хуцишвили.
По той же причине не смогли на три часа прекратить работу сотрудники фармацевтической компании PSP.
Ее гендиректор Каха Окриашвили подчеркнул на своей странице в Facebook, что они не имеют на это ни морального, ни юридического права, поскольку группа PSP представляет медицинскую компанию.
«Поэтому мы приостанавливаем нашу деятельность на 5 минут, но этот протест будет организован так, чтобы в течение этих 5 минут дежурный фармацевт обеспечивал обслуживание экстренных случаев», – говорит Окриашвили.
Призыв к гражданам принять участие в забастовке изначально был распространен через социальные сети, на платформе Protest 24. В группе «Даитове» начали собирать список компаний, которые присоединились к акции. Когда их количество перевалило за 300, а на улицах забастовочных точек стало больше, чем перечисленных в этом списке компаний, считать их просто перестали.
Инициатор забастовки, писатель Лаша Бугадзе призвал участников выразить протест в определенной форме:
«Закройте на работе входные двери и встаньте перед ними. Желательно иметь при себе флаги или транспаранты с надписями, такими как: «Я бастую!», «Свободу узникам совести!», «Требуем новых выборов!» и т. д. Запустите прямую трансляцию, сделайте фотографии и разместите их в социальных сетях с хэштегом #ЗабастовкаГрузия».
Самозанятые и те, кто не работают в офисах, собрались на площади Республики. После окончания забастовки все традиционно отправились на проспект Руставели и присоединились к ежедневным протестам у здания парламента с неизменными требованиями – освободить узников режима и назначить новые выборы.
Эту беспрецедентную забастовку называют одновременно актом протеста и солидарности. Она называется предупредительной, потому что таким образом протестующие дают сигнал режиму, что они способны на большее. Как заявляют организаторы, цель протеста – показать обществу, что ожидает Грузию в условиях изоляции.
Представители бизнеса обратились к своим коллегам, призвав их присоединиться к забастовке, потому что видят за происходящим не только политические процессы, но и серьезное влияние на бизнес и экономику страны в целом.
Читайте также Бизнес предпочел «Мечте» ЕвропуКак правило, забастовка начинается снизу вверх, по инициативе работников. В случае возникновения проблем со стороны руководства или дисциплинарных санкций для поддержки таких людей мобилизована команда адвокатов, которая окажет соответствующую помощь.
В Грузии право на забастовку регулируется Конституцией и трудовым законодательством (пункт 3 статьи 26 Конституции Грузии, статьи 64–68 Трудового кодекса). Законы регулируют право на забастовку и недопустимость увольнения ее участников в случае ее законности. Однако для того, чтобы она была признана таковой, необходимо соблюдение процедурных требований: уведомление о споре и требованиях, предварительные переговоры.
Два крупнейших банка, Bank of Georgia и TBC Bank, которые совместно выделили 5 млн лари на помощь пострадавшим в ходе акций, не присоединились к забастовке. Однако они предоставили своим сотрудникам возможность выразить свое право на участие в ней.
За два дня до забастовки инициаторы провели встречи с руководством банков, на которых одним из главных спикеров была мама задержанного актера Андро Чичинадзе – Лика Гунцадзе.
«Была конструктивная встреча, – сказала она. – Нам сообщили, что никто из сотрудников не будет наказан за выражение своей воли».
Читайте также Тбилисский суд ждет весныЭту волю было легко наблюдать у филиалов банков по всей стране. У главного офиса Bank of Georgia собрались несколько десятков человек со свистками и плакатами. У главного офиса TBC Bank сотрудники взялись за руки и начали вести хоровод, переходя из одной стороны на противоположную по пешеходным переходам, тем самым законно блокируя дорожное движение. На проспекте Чавчавадзе количество участников было таким большим, что им удалось полностью перекрыть дорогу.
Забастовку устроили и строители на некоторых объектах. Вместо плакатов они использовали доски, на которых были написаны два главных требования: справедливые выборы и свобода невинным согражданам.
Платформа по поиску работы Jobs.ge также присоединилась к забастовке. Сайт был недоступен три часа в знак солидарности с бастующими, и этот акт поддержки не ограничился только крупными интернет-платформами.
Нино Цитланадзе – представитель агентства персонального брендинга (Personal Brand Agency), которое предоставляет коммуникационные услуги как для индивидуальных, так и для корпоративных клиентов с 2021 года. Агентство занимается брендингом, пиаром и разработкой эффективных коммуникационных решений для брендов.
«Я как гражданка Грузии и как владелец компании много лет нахожусь в состоянии протеста, поэтому участие в этой предупредительной забастовке – абсолютно естественно. Это часть большого протеста, который в моем случае длится не один год. Поскольку наш офис находится в коворкинг-пространстве, с трех до шести у нас отменены все встречи с клиентами, вся работа. Мы выйдем перед нашим коворкингом и будем протестовать», – говорит Нино.
По ее словам, такую форму протеста в Грузии не использовали много лет. У подобного вида забастовки, как она отмечает, есть несколько целей:
«В первую очередь, нам очень важно понимать, что нас много. Граждан страны, которые хотят европейского будущего для нашей страны. А вторая очень важная задача состоит в том, чтобы те граждане, которые все еще молчат и сомневаются, боятся вслух выразить позицию, получили мотивацию присоединиться ко всеобщему протесту. Мы можем показать им, что они точно не будут одни».
Забастовка охватила не только столицу, но и другие города, в том числе Батуми, который в последние дни стал одним из эпицентров протестов. В этом городе проходит судебный процесс журналистки Мзии Амаглобели, против которой возбуждено уголовное дело по статье «нападение на сотрудника полиции». Арест Амаглобели протестующие расценивают как нападение на свободу СМИ и попытку подавления независимых голосов.
Читайте также Семь лет за пощечинуИндира Эбралидзе уже пять лет владеет собственным бизнесом в туристическом районе старого Батуми. Ее заведение – это небольшой магазин и по совместительству уютное кафе, которое предлагает большой ассортимент кофе и десертов. Главная причина участия Индиры в забастовке – это требование проведения новых выборов и свобода политзаключенным.
«Сегодня я три часа бастую, но уже 50 дней участвую в акциях протеста за будущее страны. Мой протест заключается в том, что я вывешиваю знак о приостановке работы, закрываю двери и не обслуживаю ни одного клиента. Но даже после трех часов я не буду обслуживать, потому что в разных локациях у нас запланированы дальнейшие акции протеста», – говорит Индира.
По ее словам, любая форма выражения протеста имеет большое значение для будущей победы.
Не обошелся день забастовки без инцидентов. В социальных сетях появились кадры противостояния на улице Долидзе в Тбилиси. По имеющейся информации, неизвестные напали на участников забастовки. Бастующие считают их титушками, засланными против них представителями или сторонниками партии «Грузинская мечта».
В самой «Мечте» бастующим посоветовали покинуть страну вместо того, чтобы участвовать в забастовке.
«Забастовки частных компаний – это политическое кокетство. Что вообще означает забастовка?! Если эта система и страна вам не подходят, просто надевайте шляпу и уезжайте!» – заявил депутат от «Грузинской мечты» Гурам Мачарашвили.
Тем временем пятый президент Грузии Саломе Зурабишвили выразила свою солидарность с бастующими.
«Моя позиция: президент никогда не может бастовать. Президент должен президентствовать. Но я стою рядом с людьми, которые бастуют, с теми, кто вовлечен в очень справедливую борьбу», – заявила Зурабишвили.
Трехчасовая предупредительная забастовка в Грузии оказалась не просто актом протеста, но и прямым сигналом властям, чья легитимность оспаривается и пятым президентом Саломе Зурабишвили, и оппозицией, а также частью населения и международным сообществом, что разные слои грузинского общества совместно готовы к решительным действиям спустя 49 дней непрерывного протеста.
Читайте также EPP призывает к непризнанию правительства «Грузинской мечты»