Третий центр так и не появился на политическом поле Грузии – после продолжительных переговоров стало ясно, что «Сильная Грузия», объединившаяся вокруг партии «Лело», и партия экс-премьера Георгия Гахария «За Грузию» пойдут на выборы по отдельности. После этого партии обвинили друг друга в срыве соглашения.
Переговоры начались 16 сентября по инициативе президента Грузии Саломе Зурабишвили. Впрочем, судя по последним заявлениям сторон, проект формирования широкой коалиции, к которой должны были бы примкнуть все, кому не по пути ни с «Грузинской мечтой», ни с «Нацдвижением», закончилась неудачно.
До самого конца казалось, что еще чуть-чуть, и стороны подпишут документ. Вчерашняя встреча лидеров оппозиции завершилась на мажорной ноте. Как говорил около полуночи Мамука Хазарадзе, задержка в переговорах не была связана с распределением должностей и избирательных списков. А по словам Георгия Гахария, по некоторым вопросам уже был достигнут ощутимый прогресс.
Читайте также «За Грузию» вместе с «Сильной Грузией»?Сегодня переговоры должны были быть возобновлены, но из лагеря Мамуки Хазарадзе сразу прозвучали голоса скептиков. Один из лидеров коалиции, глава общественного движения «Площадь свободы» Леван Цуцкиридзе высказал сомнения в практической пользе такого союза, не говоря о «большом прорыве в грузинской политике».
«Призывы со стороны «Давайте, объединяйтесь!» – это одно, другое дело, если мы объединимся и ничего не произойдет, кто возьмет на себя ответственность за это? Те, кто пишет трехстраничные посты о том, что это хорошо? На все это нужно время. У нас есть вопросы, как в ценностной, так и в прагматической части», – пояснил свою позицию политик в эфире телекомпании «Формула».
Первыми свое сожаление по поводу срыва переговоров выразили в партии «Гахария за Грузию»:
«Для нашей команды общенациональные интересы государства и граждан всегда стояли выше любых партийных или личных интересов. Поэтому мы отказались от всего, другая партия попросила время для внутреннего коалиционного соглашения. К сожалению, похоже, что другая сторона не смогла достичь внутреннего консенсуса. Время для принятия конкретных решений уже истекает, поэтому договориться на данном этапе не получится. Начавшаяся дискуссия дает надежду на сотрудничество в парламенте следующего созыва. Наша политическая цель – отстранение от власти «Грузинской мечты» без возвращения «Национального движения», обеспечение мира в стране и конец поляризации», – говорится в заявлении.
Читайте также Георгий Гахария заявил, что пойдет на выборы самостоятельноС своей стороны лидер «Лело» Мамука Хазарадзе заявил, что был готов к объединению и собирался подписать соглашение в администрации президента, когда партия Гахария опубликовала заявление о неудачном завершении переговоров:
«Вчера мы достигли принципиального соглашения. Сегодня в 14:00 мы сообщили, что наша коалиция готова к подписанию и мы ждем, когда президент назначит время подписания. Приблизительно в 15:00 я увидел заявление партии Гахария. Я подтверждаю готовность к принципам, которые мы обсуждали вчера».
При этом Хазарадзе уточнил еще раз, что на переговорах он представлял не только «Лело», но и других партнеров по коалиции.
Другой член «Лело» Саба Буадзе заявил, что опубликованное партией Гахария заявление стало для них неожиданным, поскольку стороны договорились об основных принципах и готовились к встрече с президентом. По его словам, были учтены интересы и других субъектов коалиции, собравшейся вокруг «Лело» (Алеко Элисашвили, Ана Долидзе, «Площадь Свободы»).
Читайте также «Мечта» сплотила противниковНекоторые эксперты полагают, что срыв соглашения значительно ослабит оппозиционный фланг. «Надо было постараться, чтобы сделать такой подарок правительству, которое уже пребывало в панике», – отреагировал политолог Давид Зурабишвили:
«У потенциального объединения было третье действующее лицо – это президент. Эти три лидера охватывают широкий круг избирателей, которые не будут голосовать ни за ЕНД, ни за «Мечту». И такой союз полностью разрушал главный тезис правительственной пропаганды о начале войны в случае возвращения «Нацдвижения». С 2012 года не было столь серьезной оппозиции «Нацдвижению», и коротко говоря, в случае создания такого союза «Мечта» гарантировано проигрывала. Теперь неудача в этом направлении в любом случае приведет к росту нигилизма и разочарованию неопределившегося избирателя, который не был готов голосовать за ЕНД и «Мечту», что однозначно выгодно власти».
Читайте также Первый пошел. Спасет ли Иванишвили «Мечту» на выборах?
С своей стороны, политолог Гия Хухашвили призвал не делать трагедию из произошедшего:
«По всей видимости, в команде Хазарадзе появились сложности, иначе как понимать, что член коалиции Цуцкиридзе выступает со странными, я бы сказал некорректными заявлениями, которые наносили вред репутации Хазарадзе. Я считаю, что объединение этих сил принесло бы им больше голосов, но и врозь они могут получить немало голосов избирателей, не готовых голосовать за действующую и прошлую власть. Думаю, сотрудничество этих сил в будущем парламенте неизбежно, так как они весьма близки по общим принципам. Поэтому то, что произошло, – неприятность для оппозиции, но отнюдь не трагедия».
На этом фоне с другого оппозиционного фланга все громче звучат голоса в поддержку объединения «Нацдвижения» с партией «Ахлеби», лидеры которой, Ника Мелия и Ника Гварамия, в прошлом занимали руководящие посты в ЕНД.
«Еще раз возвращаюсь к «Ахлеби», чтобы мы все-таки могли объединиться. Чем больше нас будет, тем мы станем сильнее», – заявил сегодня на очередном судебном заседании экс-президент Михаил Саакашвили, и похоже, этот призыв всецело разделяют в ЕНД. Председатель партии Тина Бокучава еще раз повторила слова почетного лидера партии о «крайней целесообразности» такого объединения.