Очередной холодный ветерок подул на Грузию в эти дни из Европы и Штатов: Евросоюз теперь уже официально заявил о приостановлении процедуры членства страны в своих рядах, а Вашингтон отменил традиционные военные учения, которые проводились с участием грузинской армии каждый год.
Строго говоря, ничего такого смертельного для «Грузинской мечты» в этом нет – ради сохранения власти они готовы сделать Грузию губернией России, лишить ее молодого поколения и превратить в изолированный бантустан – что им военные учения? Кого они беспокоят? Мечтуны в целом воспринимают армию как некий лишний отросток вроде аппендикса, который вообще не нужен, но просто так его взять и удалить тоже не получается.
А теперь представьте себе, что кто-то отменил военные учения с участием этой группы людей в форме – думаете, кому-то в коридорах власти есть до этого дело?
Your browser doesn’t support HTML5
Заявление руководства ЕС о приостановлении переговоров о вступлении Грузии в Евросоюз – тоже не бог весть какая кара, все равно в обозримом будущем ни Грузию, ни Украину, ни Молдову в ЕС никто не примет, сколько бы об этом ни говорили. Ну да, мы не отказываемся от нашей стратегической цели войти в ЕС, и, как сказал наш солнцеликий вождь, мы обязательно туда вступим к 2030 году, но надо понимать, что разного рода мелкие, незначительные препятствия будут, но мы, конечно же, их успешно преодолеем.
Читайте также От Запада к российской западнеВ общем, пока для «Мечты» все складывается не то чтобы идеально, но вполне неплохо, жить можно.
После принятия закона об «иноагентах» на фоне грозных заявлений со стороны Запада все ожидали введения серьезных санкций против как минимум правящей партии, как максимум – против страны, против бизнеса, поддерживающего «Мечту»... В ожидании скорого удара стремительно поплыл курс национальной валюты – это вкладчики массово побежали в банки переводить свои депозиты в доллары.
Однако прошло уже больше месяца после этого черного дня в новейшей истории Грузии, а ничего из ряда вон выходящего не случилось. Разговоры о санкциях так и остались разговорами, никаких конкретных действий пока никто не предпринимает.
Ну действительно, не считать же серьезными мерами санкции против примерно 30 человек, которым запрещен въезд в США, но при этом никто не знает, кто это такие; очень даже возможно, что они и сами не в курсе.
Мечтатели отделались легким испугом. Никаких крупных и сколь-нибудь значимых санкций не последовало, национальная валюта успокоилась и снова стала укрепляться… Негативная риторика как со стороны «Мечты», так и со стороны Запада продолжается, но ни в какие серьезные действия не перерастает.
Читайте также Закон об «иноагентах» против лариГлавный вопрос: что случилось, и почему Запад медлит? Каковы дальнейшие планы, и почему санкционная политика в отношении «Мечты» так и не была задействована?
Думаю, у меня есть ответ на этот вопрос. В первую очередь все ждут августа-сентября.
Дело в том, что после принятия закона об «иноагентах» общая ситуация в стране несколько успокоилась и вернулась в традиционное мечтательское русло – в гибридный режим, висящий в воздухе где-то между демократией и авторитаризмом. Эта форма правления уже стала привычной нормой для Грузии, еще со времен позднего Шеварднадзе, и эпоха Солнцеликого в данном случае не исключение.
Репрессивная машина притормозилась, отголоски бурных событий мая и июня слышны на судебных процессах, начатых еще в период уличных протестов, однако новых дел не прибавилось. Пока все идет своим чередом: НПО работают, политические партии готовятся к выборам, оппозиционные СМИ продолжают вещание, критически настроенная общественность все еще не имеет ограничений в свободе самовыражения...
В общем, пока все в пределах нормы, в которой Грузия живет вот уже почти 20 лет, а то и больше.
Но скоро придет август, когда вступит в силу закон об «иноагентах», и никто не знает, как власть распорядится этим рычагом. Будет ли преследовать НПО по полной программе или предпочтет ограничиться формальным выполнением закона? Сейчас большинство НПО заняты выстраиванием новых схем регистрации, чтоб не попадать под действие закона, и если власть решит повременить с репрессиями против неугодных, то она сможет не углубляться в дебри и оставит неправительственный сектор в покое.
Если события будут развиваться так, то в сентябре-октябре никаких санкций не будет: закон об «иноагентах», несомненно, негодный, но если не использовать как дубинку, вполне возможно, что сам факт его существования не будет сочтен достаточным для введения санкций.
В конечном итоге все решится в октябре, на выборах. Если пользуясь разбродом в рядах оппозиции «Мечта» сможет вырвать победу, то все будет зависеть от ее дальнейших действий. Если «мечтуны», удовлетворившись этой тяжелой, но заслуженной победой, успокоятся, не начнут репрессии и попытаются как-то урегулировать отношения с Западом – то тогда ухудшение будет остановлено.
Читайте также Октябрь впереди. Как кризис «иноагентов» перейдет в предвыборную кампаниюНет никаких сомнений в том, что по большому счету «Мечту» не простят, и дальнейший процесс евроинтеграции восстановлен не будет, однако и сползание в пропасть тоже будет приостановлено.
В других случаях – то есть победа и последующее закручивание гаек, или поражение и попытка силой сломать общество и написать нужные власти результаты – Запад уже окончательно придет к выводу, что Грузия в условиях «Мечты» – враждебное государство вроде Беларуси.. И тогда будет все – и санкции, и удары по финансовой системе, и отмена безвиза с ЕС...
Но это будет завтра. Сегодня есть вопросы, но нет ответов, однако ждать осталось недолго: в конце 2024 года все уже будет ясно.
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции