Время для референдума

Изида Чаниа

Время неумолимо: затянувшаяся эпоха советских партноменклатурщиков уходит в Лету. Ее главные персонажи сопротивляются, пытаясь сохраниться сами или передать по наследству должности, связи и опыт. Они втягивают в свои интриги внешние силы, бывших союзников и даже оппонентов и создают основу для гражданского противостояния в стране, тем самым подрывая основы государственности.

Александр Анкваб отпочковался от экс-президента и намерен защищать свои активы, но без лишнего шума. Бжания необходим электорат Анкваба, и Анкваб это знает

Пустая казна, кризис в энергетике и экономике. Нет денег, чтобы заплатить за свет и выдать зарплату бюджетникам, внешние и внутренние долги, а изгнанный из Абхазии президент Бжания, уже оправившись от своего провала, вещает с экранов российских СМИ о необыкновенных достижениях и обещает своим спонсорам, что если они вернут его обратно в президентское кресло, то смогут скупать землю, недвижимость и так далее. Тихая, но планомерная работа идет и на фланге экс-премьера. Александр Анкваб отпочковался от экс-президента и намерен защищать свои активы, но без лишнего шума. Бжания необходим электорат Анкваба, и Анкваб это знает. Поэтому 2 декабря экс-президент приехал в Абхазию, чтобы собрать своих сторонников и обсудить с экс-премьером условия выдвижения единого кандидата на президентских выборах. На границе его встречали несколько десятков сторонников, главы администраций некоторых районов и парочка депутатов. Картина жалкая, но не до гордости. Переговоры начались.

Читайте также Неделя: выборы в феврале, Бжания в Москве, веерные отключения

17 декабря в Абхазии начинается выдвижение кандидатов в президенты. Можно, конечно, погрузиться в игру разбогатевших на коррупции кланов, можно с любопытством наблюдать, делать прогнозы, ставки и плыть по течению. А можно предпринять усилия, чтобы вырваться из замкнутого круга и не следовать уже известному сценарию.

За последние пять лет произошла очень серьезная концентрация власти в одних руках, выстроена жесткая вертикаль, все ветви подведены под единоначалие и функционируют в дистанционном марионеточном режиме

Кто-то скажет, что это невозможно, не выходя за «рамки правового поля». И действительно, за последние пять лет произошла очень серьезная концентрация власти в одних руках, выстроена жесткая вертикаль, все ветви подведены под единоначалие и функционируют в дистанционном марионеточном режиме. За полмесяца, прошедшие после свержения президента, ни и. о. президента Бадра Гунба, ни 35 депутатов нашего парламента так и не нашли время, чтобы отклонить российско-абхазское инвестиционное соглашение, ставшее поводом для бунта. Более того, власть проигнорировала призывы юристов, общественности и отдельных депутатов парламента отложить выборы и провести реформу Конституции, которая перестала отвечать «вызовам, стоящим перед современной Абхазией, и нуждается в неотложных исправлениях».

Напомню, что общественность потребовала от депутатов закрепить в Конституции смешанную (мажоритарно-пропорциональную) избирательную систему выборов в парламент, перераспределить полномочия между ветвями власти для перехода к смешанной (парламентско-президентской) форме, усилить независимость судебной системы, ввести выборность глав городов и районов, создать независимое общественное телевидение. Никакой попытки даже обсудить предложения общественности не было замечено. Парламент собрался и безо всякого обсуждения назначил дату выборов. И нет никаких надежд на то, что народных избранников можно вернуть к исполнению своих прямых обязанностей – мнение избирателей для них не более, чем информационный шум.

Но не бывает безвыходных ситуаций. Чтобы вырваться из замкнутого круга нелепых законов и внешних установок, нужны кардинальные, революционные перемены – изменения системы выборов и управления страной. Когда нет доверия исполнительной, законодательной и судебной власти, это можно сделать двумя способами, не погружаясь в хаос. Есть традиционный отработанный веками инструмент прямой демократии – Народный сход. Есть и зафиксированная в Конституции форма народовластия – референдум. Он дает право гражданам страны принимать «законы и иные решения по наиболее важным вопросам государственной жизни» путем всеобщего голосования. Инициировать референдум могут президент, парламент, Верховный суд или 25 граждан республики Абхазия, которые соберут 10 тысяч подписей избирателей.

Читайте также Анзор Маршан: «Сначала реформы, потом выборы, иначе у нас ничего не изменится»
Появился шанс провести референдум без дополнительных затрат и одновременно с президентскими выборами. И как приятно осознавать, что для этого не надо обращаться к марионеточным структурам

Это самый мирный и не вызывающий дополнительных вопросов способ выхода из политического кризиса. Не воспользоваться этим законным инструментом и правом, которое нам дает наша Конституция, было бы еще одним упущением. Благодаря отставке президента у нас появился шанс провести референдум без дополнительных затрат и одновременно с президентскими выборами. И как приятно осознавать, что для этого не надо делать заявления и обращаться к марионеточным структурам. Все что требуется – воля людей, которые инициируют проведение плебисцита. Он либо разорвет замкнутый круг, в котором мы все оказались, либо запустит очередной виток знакомой всем спирали выборы– бунт – отставка– выборы.

Уверена, что первый вариант – разорвать замкнутый круг – в интересах народа и государства.

Изида Чаниа, «Нужная газета»

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

Подписывайтесь на нас в соцсетях