Правительство Южной Осетии объявило о повышении средних заработных плат для отдельных категорий работников бюджетных учреждений до уровня СКФО. Источники в правительстве утверждают, что руководство явно поспешило с заявлением: денег на повышение окладов в том объеме, о котором было заявлено, у республики нет.
Инсайдеры в правительстве утверждают, что повысить зарплаты до уровня СКФО, а это примерно на 30%, не получится. Источники в Минобразования эту информацию подтверждают: оклады в школах вырастут примерно на 13-15%. При этом перерасчет зарплат с января месяца получат только учителя, в то время как техническому персоналу жалования поднимут лишь с 1 сентября. Пока так, утверждают источники.
Ситуация может измениться в лучшую сторону, если президенту удастся уговорить российских партнеров увеличить финансирование. По уверениям инсайдеров, это один из вопросов, с которым Алан Гаглоев отправился в Москву на встречу с заместителем председателя правительства РФ Александром Новаком.
Читайте также Абхазское предупреждение для Алана ГаглоеваПравительственные акты о повышении окладов бюджетникам реализуются в рамках исполнения протокола о внесении изменений в Соглашение между Россией и Южной Осетией о содействии соцэкономразвитию республики на 2022-2025 годы. Документ также устанавливает обязательные условия для Южной Осетии, при выполнении которых республика может претендовать на содействие Москвы: поэтапное сокращение раздутых штатов до уровня российских и прекращение практики совмещений должностей одним лицом максимум до полутора ставок. На этих условиях российское правительство соглашается на повышение окладов до уровня субъектов Северного Кавказа и принимает на себя обязательства по их софинансированию.
Но проблема в том, что руководство Южной Осетии не провело сокращений штатов в соответствии с соглашением. Не сказать, что Цхинвал проигнорировал принятые на себя обязательства, но оптимизация существенно отстает от графика, предусмотренного документом.
Читайте также Югоосетинские чиновники не спешат затягивать поясаВ этом случае соглашение предполагает санкции вплоть до полной остановки траншей. Вместо этого, как утверждают инсайдеры, Россия будет финансировать свою часть расходов на зарплаты бюджетников так, будто договоренности выполняются, то есть исходя их графика сокращения штатов.
Таким образом, собственные расходы республики на зарплаты бюджетникам вырастут, так как повышать оклады придется в том числе и несокращенным работникам. Взять дополнительные деньги неоткуда, поэтому, как полагают инсайдеры, придется изыскивать их, сокращая расходы на содержание инфраструктуры, как это было после повышения денежного довольствия силовикам в 2023 году.
Тогда президент объявил об увеличении расходов на содержание силовиков, не дожидаясь от Москвы гарантий финансирования, но лишь заручившись устными обещаниями партнеров, что его просьба о повышении денежного довольствия сотрудников силовых ведомств будет одобрена. Югоосетинское правительство выручил Александр Новак – 26 сентября комиссия под его председательством выделила республике дополнительно 284 млн рублей.
Читайте также Москва урежет финансирование Южной Осетии?Теперь история повторяется. Как утверждают источники, без помощи российского правительства не обойтись: собственные доходы выросли несущественно и не позволяют компенсировать расходы самостоятельно.
Задачу залатать дыры в бюджете, возникающую из-за увеличения расходов на содержание бюджетников, усложняет и то обстоятельство, что бюджет республики не индексировался с 2016 года. В мае 2023 года перед поездкой Алана Гаглоева в Москву на встречу с Владимиром Путиным в ходе обсуждения первоочередных вопросов, которые нужно было поставить перед президентом России, была озвучена просьба об индексации бюджета. Вместо этого Алан Эдуардович обратился с просьбой о полной газификации сельских районов Южной Осетии. В результате проект полной газификации республики к 2025 году застыл на стадии намерений, зато бюджет республики так и остался непроиндексированным. Это существенно сокращает возможности правительства.
Читайте также Главные вопросы о газификации Южной ОсетииВ этом смысле, как уверяют спикеры, президент явно поспешил с реализацией планов. Как и в случае с повышением денежного содержания силовиков в прошлом году, это популистский шаг. В 2023 году Гаглоеву было важно продемонстрировать заботу о силовиках, с которыми у него были непростые отношения в том числе из-за судебного процесса по делу Инала Джабиева, отмены указов Анатолия Бибилова по присвоению генеральских званий и других кадровых решений в силовом блоке уже после окончания его президентского срока.
Теперь, как полагают спикеры, президенту важно выполнить предвыборные обещания его партии «Ныхас» о повышении окладов бюджетникам, и таким образом нивелировать недовольство избирателей нечистыми выборами, перехватить политическую инициативу у конкурентов и критиков режима.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
Мы не разглашаем имена авторов этой публикации из-за угрозы уголовного преследования по закону о нежелательных организациях в России