Югоосетинские власти никак не комментируют избирательную кампанию в Грузии. Только силовики продемонстрировали озабоченность безопасностью в жаркий политический сезон. В обществе, наоборот, предвыборная дискуссия в Грузии вызвала тревожность.
С 25 октября Комитет государственной безопасности перешел на усиленный режим несения службы.
«В целях недопущения создания пограничных инцидентов на государственной границе, а также исключения возможных провокаций со стороны прозападных и националистических радикальных сил Грузии, в октябре функционирование пунктов пропуска на границе с Грузией «Раздахан» и «Переу» осуществляться не будет», – сообщила пресс-служба силового ведомства.
Собственно, это единственная реакция властей Южной Осетии на парламентские выборы в Грузии.
В остальном официальная позиция остается неизменной с 2008 года: «мы отдельное признанное государство, происходящее в Грузии нас не касается». Хотя звучит эта формула довольно странно – как раз происходящее в стране, с которой у вас нерешенный конфликт, касается вас напрямую.
До недавнего времени такая позиция оправдывалась твердыми гарантиями суверенитета на долгосрочную перспективу. Российская сторона эти гарантии подтверждает всякий раз, когда у южных осетин появляется повод в них усомниться. Например, после заявлений Бидзины Иванишвили о готовности извиниться перед осетинами и договориться с Москвой о восстановлении территориальной целостности Грузии мирным путем.
Читайте также Какую территориальную целостность Иванишвили обещает Грузии?Югоосетинские паблики откликнулись на планы почетного председателя «Грузинской мечты». Вот что написал по этому поводу популярный в Южной Осетии телеграм-канал «Бонваернон»:
«На сегодняшний день ни одно правительство в Грузии не способно открыть ни второй, ни третий фронт, что может привести к серьезным последствиям для государственности Грузии. Тем не менее, у Иванишвили есть другой, более конструктивный подход – налаживание отношений с Россией, что он, вероятно, будет реализовывать после выборов. Ситуация с безвольным и номинальным руководством в Цхинвале создает идеальные условия для реализации его планов, и в Тбилиси это хорошо осознают».
Югоосетинская общественность, судя по обсуждениям в соцсетях, воспринимает обещания Иванишвили куда серьезнее, чем грузинская. Дело в том, что она знает главную государственную тайну – в Южной Осетии нет политического класса, способного сопротивляться давлению Москвы и отстаивать принципиальные для себя позиции.
Читайте также «Зачем русским давить на осетин, чтобы они вошли в состав Грузии?»Нынешняя элита – это, по сути, заурядное чиновничество из российской глубинки, сосредоточенное на покусывании бюджета, но ни в коем случае не политическая элита, готовая принимать вызовы времени. Это даже не райком комсомола времен Эдуарда Кокойты – те зубами держались за каждую позицию, которую считали для себя принципиальной.
Поэтому планы Иванишвили привлекли внимание и обсуждались в югоосетинском сегменте соцсетей не меньше, чем в грузинском.
Местные жители прибавляют отсутствие собственной армии, опустевшую военную базу, слабеющие позиции Москвы и получают в сумме массу причин для беспокойства.
Не менее серьезно, чем на планы Иванишвили, социальные сети отреагировали на протесты оппозиции по поводу призыва почетного председатели «Грузинской мечты» извиниться перед осетинами за агрессию 2008 года.
Читайте также Что в Южной Осетии думают о готовности Иванишвили извиниться за войну 2008 года?Югоосетинские телеграм-каналы распространили фотографию транспаранта на английском языке, вывешенного на одной из улиц в Тбилиси: «Никаких извинений свиньям! Смерть сепаратистам!»
Под фотографией плаката обращение югоосетинского автора к соотечественникам: «Реваншистские настроения у Грузии – это не просто слова, это реальная угроза, которая всегда витает в грузинском обществе… История нас учит: когда политика начинает меняться, в ход идут старые предрассудки и ненависть. Мы снова можем оказаться на пороге этнической чистки или геноцида, если не будем бдительны. Никто не должен забывать о том, что ненависть и предвзятость могут вспыхнуть в любой момент. Мы не можем позволить себе слепоту и беспамятство. Давайте не позволим истории повториться и будем готовы противостоять реваншистским настроениям, прежде чем они приведут к новым трагедиям».
Предвыборная дискуссия в Грузии стала триггером страхов в Южной Осетии. А как иначе? В восприятии южных осетин на выборах конкурируют две политические силы: одна скандирует «смерть сепаратистам» и демонстрирует жажду реванша за 2008 год, другая обещает вернуть территории без выстрелов – методом политического принуждения.
Читайте также ЕС и принципы «сванского права». Обещания грузинских партий по деоккупацииЭкспертное сообщество, наблюдающее за Южным Кавказом, считает эти страхи необоснованными и не разделяет местные конспирологические теории о возможной «сдаче Южной Осетии грузинам» или «открытии второго фронта».
Но население республики не слышит этих аргументов. После начала войны в Украине и падения Арцаха земля больше не плоская и не стоит на трех китах, она теперь круглая и стремительно вращается: ситуация в любой момент может измениться.
В остальном никакой заинтересованности в результатах избирательной кампании у Цхинвала нет и быть не может, потому что у Южной Осетии нет политики в отношении Грузии. С 2008 года не наблюдалось попыток установить связи с теми политиками, у которых есть отличный от общепринятого в Грузии взгляд на решение «югоосетинского вопроса».
В июле 2017 года Россия предприняла попытку наладить какой-то диалог югоосетинских и абхазских парламентариев с их грузинскими коллегами из «Альянса патриотов Грузии». Организовали международную конференцию под названием «Роль взаимодействия фракций политических партий и блоков в межпарламентском сотрудничестве стран СНГ», пригласили в Государственную думу грузинскую, югоосетинскую и абхазскую делегации, посадили за один стол…
Читайте также Тайная миссия Гассиева, или Как вступить в альянс с патриотамиНичего путного из этого не вышло. В Сухуме и Цхинвале разразился скандал, депутатов обвинили едва ли не в предательстве, те в свою очередь открестились от этой встречи… В результате все закончилось ничем: московской услугой не воспользовались, собственных инициатив не имеют.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
Мы не разглашаем имена авторов этой публикации из-за угрозы уголовного преследования по закону о нежелательных организациях в России