15 августа исполнилось 18 лет югоосетинскому паспорту. В этот день экс-президент республики Эдуард Кокойты предложил выпустить документы нового образца, чтобы в процессе их замены отсеять тех, кто получил гражданство незаконно.
По мнению отца югоосетинского паспорта Эдуарда Кокойты, это необходимо для сохранения гражданского мира в республике:
«С учетом того фарса, во что превратилась в последнее время выдача паспортов РЮО, считаю, что нужно выдавать новые паспорта, ибо люди, которые не проживают в Южной Осетии, никакого отношения не имеющие к ней, никак не должны влиять на внутренние процессы, в том числе политические. Постоянно проживающие граждане республики лишены права руководить, влиять на ситуацию политическую на своей Родине. Они стали заложниками в руках тех, кто массово уже 13-15 лет продает эти паспорта. И в скором времени к паспортам Южной Осетии будет не очень хорошее отношение», – сказал Эдуард Кокойты в интервью «Сапе», приуроченному к совершеннолетию югоосетинского паспорта.
Читайте также Кто и зачем берет югоосетинский паспорт?В самом деле, на югоосетинский паспорт существует высокий спрос в Северной Осетии, он дает их обладателям массу преференций. Прежде всего, это возможность сэкономить на растаможке автомобиля иностранного производства. Таможенные тарифы Южной Осетии примерно в двадцать раз меньше российских. Кроме этого, грузинское правительство предлагает жителям «оккупированных территорий» внушительный социальный пакет – бесплатное медицинское обслуживание, включая высокотехнологичное и дорогостоящее лечение, прием в грузинские вузы без экзаменов и бесплатное обучение.
Поэтому россияне готовы платить за югоосетинский паспорт до 150-200 тысяч рублей. В этих условиях получить паспорт в обмен на голосование за нужного кандидата можно считать большой удачей.
По этой причине от выборов к выборам количество граждан Южной Осетии подрастает на пару тысяч.
На эту историю не обращали внимания, пока у южан не начались проблемы с временным ввозом иномарок на территорию России. Российская таможня относится к приему россиян в гражданство Южной Осетии как к уклонению от уплаты тарифов и как может кошмарит обладателей иномарок с югоосетинскими номерами, причем всех подряд. Это то самое «не очень хорошее отношение» к обладателям югоосетинских паспортов, о котором упомянул в интервью Эдуард Кокойты.
Читайте также Югоосетинских водителей могут не пустить в Россию. Что делать?Позже возникла еще одна не менее чувствительная для южан проблема – на севере набралось достаточное количество сограждан, чтобы влиять на результаты выборов. Все бы ничего, если бы не корыстные мотивы – многие голосуют за паспорт, многие за живые деньги, стоимость голоса на севере варьируется от трех до пяти тысяч рублей.
В Южной Осетии такого нет. Здесь «покупатели» действуют тоньше – они платят известным в районах товарищам, условно агитаторам, которые способны обеспечить приток голосов. Еще одна сомнительная с точки зрения закона форма агитации – сделать что-то полезное для местных жителей, например, отремонтировать дворы в многоэтажных кварталах или обустроить детскую площадку. Но до прямой скупки голосов пока не доходило.
Читайте также Югоосетинский пропуск и паспорт в обмен на голосОсобенно это было заметно на прошедших в июне парламентских выборах. Местные спикеры оценивают, что в голосовании участвовало от 15 до 20% северян, и это без учета почти 800 испорченных бюллетеней на избирательном участке во Владикавказе. В день голосования людей целыми автобусными колоннами привозили в Южную Осетию.
Завозы избирателей с севера случались и раньше, но впервые их провели в таких масштабах. Впервые оппозиционная «Единая Осетия» обратилась в Верховный суд с требованием отменить результаты выборов из-за массового подвоза северян. Партия требует признать их недействительными, несмотря на свой успех на выборах – «Единая Осетия» победила по единому избирательному округу с результатом 31,75%.
Медиаресурсы оппозиции заявляют, что партия власти «Ныхас» не заняла бы второго места с результатом 30,59%, не прибегни она к завозу «штрейкбрехеров» из Северной Осетии.
Читайте также Паспорт и выборы: «накануне» – значит «вследствие»?Спикеры указывают: если действующие власти попытаются повторить этот опыт на президентских выборах, дело может закончиться столкновениями на Транскаме.
История у югоосетинского паспорта неспокойная, она неразрывно связана с внешними угрозами, подозрениями в вероломстве властей...
18 лет назад, 15 августа 2006 года, Южная Осетия начала выдавать национальные паспорта своим гражданам. Первый паспорт получил президент РЮО Эдуард Кокойты, а вслед за ним – все жители республики, включая находящихся там беженцев.
Тогда, по словам Кокойты, их выдача была проведена перед референдумом о независимости как профилактическая мера от возможного вмешательства Грузии:
«С грузинской стороны до нас дошла информация, что на 2006 год готовилась серьезнейшая провокация. В грузинских архивах было 400 тысяч паспортов советского образца. В 2006 году у нас были выборы и референдум о независимости. Грузинская сторона была готова раздать паспорта своим гражданам, прописать их в селах Южной Осетии с преимущественно грузинским населением для того, чтобы грузин оказалось больше, чем осетин, и они готовы были принять участие в выборах и референдуме, чтобы повлиять на их результаты», – рассказал «Сапе» экс-президент.
Одновременно с «южанами» югоосетинские паспорта получили и жители Северной Осетии – около 20 тысяч человек, в основном потомки тех, кого из Южной Осетии изгнали грузинские меньшевики в двадцатых годах прошлого века.
Читайте также Спор об исторических корняхВ 2006 году референдум о независимости был совмещен с выборами президента. Эдуард Кокойты баллотировался на второй президентский срок, главным пунктом его предвыборной программы было обещание добиться признания Южной Осетии со стороны России. Спикеры убеждены, что именно совмещение референдума и президентских выборов под таким многообещающим лозунгом привело Эдуарда Кокойты к победе с рекордным результатом в 98%, или 51 150 голосов при максимальной за всю историю РЮО явке избирателей 95,07%
Еще один рекорд 2006 года – количество избирателей Южной Осетии: 55 163 человек.
В октябре 2010 правительство Южной Осетии организовало первую замену паспортов.
По официальной версии причиной также стали соображения безопасности перед предстоящими президентскими выборами 2011 года – якобы пропало несколько тысяч бланков паспортов, и, скорее всего, они попали в руки грузинских спецслужб.
Читайте также "Люди уже определились с гражданством"Оппозиция тогда завила о других причинах. Якобы замена проводится, чтобы отсечь от голосования «северян», где популярность Кокойты за второй срок президентства упала, в то время как позиции его политических оппонентов заметно усилились.
Политсовет оппозиционной «Народной партии» под председательством Роланда Келехсаева принял по этому поводу специальное заявление:
«Судя по всему, начался очередной этап с использованием грязных политтехнологий для обеспечения преемнику действующего режима стопроцентных гарантии быть «избранным».
С тех пор идея паспортизации северян разделила осетин. Национал-романтики ратуют за раздачу паспортов всем осетинам (неважно, северянам или южанам) и отмену ценза оседлости для кандидатов в президенты. «Южная Осетия – это государство всех осетин!» – заявляют они.
Они видят в этом новое дыхание затухающего проекта югоосетинской государственности – местная элита на протяжении 16 лет после признания демонстрирует неспособность наладить нормальную жизнь в республике, местное население медленно, но верно переселяется на север.
У оппонентов национал-романтиков – в основном это постоянные жители Южной Осетии – встречные аргументы: не живущие в республике люди не чувствуют на себе последствий выборов. Поэтому голосовать должны лишь те, кто живет в республике и кому расплачиваться за их выбор. По мнению романтиков, деятельные люди могли бы составить обновленную элиту Южной Осетии; в ответ на это старожилы указывают, что в правительстве республики всегда хватало северян на ключевых должностях, но их мотивы были столь же эгоистичны, что и у доморощенной бюрократии.
Читайте также Кому дадут югоосетинское гражданство?Предлагают участники дискурса и компромиссные решения: убрать ценз и раздавать паспорта всем осетинам, но при этом ограничить круг избирателей постоянными жителями.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
Мы не разглашаем имена авторов этой публикации из-за угрозы уголовного преследования по закону о нежелательных организациях в России