В Грузии не успели свыкнуться с плохими новостями из США о том, что военные учения Noble Partner («Достойный партнер») перенесены на неопределенное время, как по престижу грузинских властей был нанесен удар из Брюсселя. Лидеры стран ЕС решили, что Минобороны Грузии не получит запрошенной финансовой помощи. Кроме этого, сообщил посол ЕС Павел Герчинский, приостановлен процесс евроинтеграции страны.
«Если правительство не сменит курс, Грузия не достигнет прогресса на своем пути в ЕС», – передал Павел Герчинский решение ЕС, принятое на саммите Европейского совета 27 июня в Брюсселе. Наряду с твердой приверженностью защитить Украину, по словам Герчинского, было также принято решение «отложить вступление Грузии в ЕС. Это поистине душераздирающе». Посол продолжал, не сдерживая эмоций:
«К сожалению, у лидеров ЕС не оставалось выбора. Месяц за месяцем мы посылали очень четкие сигналы о том, что у принятия закона «О прозрачности иностранного влияния» будут последствия. Закон был принят. Теперь, к сожалению, настало время последствий. Первой жертвой, если можно так сказать, этого решения станут силы обороны Грузии. Лично мне это разрывает сердце. Но это первый шаг. И будут последующие».
Читайте также Вступление Грузии в ЕС приостановлено – ГерчинскийКак выяснилось, речь идет о 30 миллионах евро, выделенных на поддержку Сил обороны Грузии в рамках Европейского фонда мира (EPF). Теперь они заморожены. Посол Герчинский сообщил, что прямая помощь ЕС правительству Грузии будет сокращена, и она будет перенаправлена на гражданское общество и СМИ.
Герчинский выразил надежду, что замороженные отношения могут быть восстановлены после октябрьских парламентских выборов и Грузия сумеет «стать частью дальнейшего расширения ЕС».
Читайте также Процесс евроинтеграции Грузии фактически приостановлен
Вице-спикер парламента, один из лидеров «Грузинской мечты» Гия Вольский пожурил европейского дипломата за такой неевропейский, по его мнению, подход к вопросу. Он даже сравнил слова посла с лексикой оппозиционного активиста Зуки Бердзенишвили, которого жестоко избили трое неизвестных после того, как его соцсети раскритиковал спикер парламента Шалва Папуашвили:
«Это абсолютно другие ценности, о которых говорит сегодня Герчинский, а вместе с ним Зука Бердзенишвили, и не те ценности, ради которых мы стремимся в ЕС. В том числе то, что эти 30 миллионов евро изымут из военной программы и передадут тому сектору, который не хочет прозрачно тратить эти 30 миллионов. Думаю, это нанесет вред авторитету ЕС».
Читайте также «Санкций не боимся»: песня «Мечты» под гимн футбола
Еще один депутат правящей партии Бека Давитулиани не увидел в заявлении посла ЕС ничего тревожного:
«Грузия станет частью большой волны расширения… К сожалению, на данный момент большой волны расширения не предвидится. Когда эта волна станет реальной, Грузия обязательно станет ее частью, много чего происходит в мировой политике, и после всего этого конфигурация будет ясна. Я надеюсь, что все со временем это поймут и смогут избежать этих временных страстей и эмоций и начнут мыслить прагматично… Ничего страшного, мы на время остановимся и продолжим со следующего года».
А спикер парламента Шалва Папуашвили напомнил Евросоюзу, как власть «Грузинской мечты» в 2014 году спасла военную миссию ЕС в Центральной африканской республике от провала, когда грузинский контингент со 150 военными в миссии был самым крупным среди стран, не входящих в ЕС, и вторым после Франции.
Президент Саломе Зурабишвили не скрывала возмущения по поводу реакции «Грузинской мечты» на отмену американских военных учений, а также заморозку 30 миллионов евро для сил обороны:
«Это ответ на то, что все их советы и предостережения остались без ответа. Даже символическое снятие или замораживание единственного российского закона, который ни для чего и никому не нужен. Напротив, из рупоров правительства ничего не слышно, кроме как «мы в любом случае вступим в Евросоюз», или же наглого повторения, что эти учения проводились «во благо обеих стран». (Что же теперь с Америкой-то будет!!!)»
Читайте также Ответ на враждебную политику «Мечты»: президент Грузии о заморозке финансовой помощи ЕСПо мнению президента, заявления Вашингтона и Брюсселя – это предупреждение грузинскому избирателю:
«Нам говорят, что этот закон и такое недружественное поведение пока несовместимы с европейской или американской поддержкой».
Теона Акубардия, депутат из «Группы реформ» и замглавы парламентского комитета по вопросам обороны, сегодня со ссылкой на свои источники сообщила, что после США и другие члены НАТО пересмотрят свое сотрудничество с Грузией, а также и что правительство Дании уже приняло такое решение. Что же касается 30 миллионов евро ЕС, она отметила:
«Это тяжелейшая потеря для нашей обороноспособности. Я напомню вам, что за последние три года ЕС выделил 62 миллиона евро на усиление обороноспособности Грузии. Эти деньги шли на укрепление военных, медицинских, логистических, инженерных потенциалов и кибербезопасность оборонных сил Грузии. Также эта помощь предоставлялось на нелетальное снаряжение и другие необходимые сервисы. Поэтому идет необратимое нанесение вреда обороноспособности нашей страны, и это результат политики «Грузинской мечты», – возмущалась Теона Акубардия.
Читайте также Из «достойного партнера» в недостойныеДепутат «Лело» Саломе Самадашвили не исключила, что в случае победы на выборах «Грузинской мечты» страна может лишиться и других европейских благ, таких как безвизовый режим и свободная торговля:
«Наша власть очень часто пугает грузинский народ якобы исходящими от Запада опасностями. На самом деле единственной угрозой для Грузии является Россия, и для нейтрализации этой опасности нам необходимо сотрудничество с западными партнерами в сферах безопасности и обороны. Но когда нашей страной управляют союзники России, на Западе понимают, что их помощь не будет потрачена на интересы грузинского народа. Потому и приостанавливают эту помощь».
Бывший замминистра иностранных дел, старший исследователь Центра исследований экономической политики (EPRC) Гиги Гигиадзе после слов Герчинского не разделяет даже острожного оптимизма:
«Мы сегодня от посла услышали, что после 26 октября можно будет восстановить процессы в кратчайшие сроки. Я так не считаю, это будет очень сложно. Даже если после выборов к власти придет прогрузинское, а значит прозападное правительство, нам предстоит проделать огромную работу. Это в первую очередь осуществление тех реформ, которые для нас ЕС определил еще два года назад».
А в этом направлении власти не торопятся. После сегодняшних заявлений посла ЕС о приостановлении финансовой помощи и процесса евроинтеграции все больше наблюдателей стали опасаться, что из-за политики «Грузинской мечты» страна упустит уникальную возможность попасть в волну расширения ЕС вместе с Украиной и Молдовой.