Accessibility links

"Новая позиция - это своего рода вызов"


Теперь дипломат будет повышен в должности - возглавит департамент, который курирует работу всех гражданских миссий Европейского союза, включая Миссию наблюдателей в Грузии
Теперь дипломат будет повышен в должности - возглавит департамент, который курирует работу всех гражданских миссий Европейского союза, включая Миссию наблюдателей в Грузии
ТБИЛИСИ---Подходит к концу последняя рабочая неделя Хансйорга Хабера в качестве главы миссии Европейских наблюдателей. Он пробыл на этом посту два с половиной года. Теперь дипломат будет повышен в должности - возглавит департамент, который курирует работу всех гражданских миссий Европейского союза, включая Миссию наблюдателей в Грузии. Сегодня Хабер провел в Тбилиси последнюю пресс-конференцию.

Все вещи упакованы - в выходные Хансйорг Хабер покидает Грузию. В прошлом месяце Брюссель принял решение о его повышении. Со следующей недели он становится Командующим гражданскими операциями ЕС, в числе которых и работа Миссии наблюдателей в Грузии.

Разговоры о том, что Хабер может покинуть Грузию, велись весь последний год. Как объясняли люди из его окружения, Хабер долгое время ожидал вакансию на высокую должность в структурах ЕС. Но в том, что дипломат «перерос» уровень региональных проблем, мало кто сомневался. В дипломатических кругах часто можно было услышать: «У Хабера слишком высокая квалификация, чтобы заниматься небольшими проблемами в Грузии».

В течение многих лет он занимал ведущие посты в немецком внешнеполитическом ведомстве. Сегодня Хабер вспоминал, что решение о приезде в Грузию ему пришлось принять почти мгновенно. Это были первые дни после августовской войны. В те дни он был послом в Бейруте. Внезапно ему позвонили и предложили поехать в Грузию.

“Мне пришлось принять решение за два часа и собраться в тот же вечер. Тогда мне сказали, что я пробуду здесь недолго, примерно год, и потом кто-нибудь меня заменит. Но когда пришло время, пост, который я хотел занять, еще не был свободен. Вдобавок моя работа в Грузии к тому времени уже стала казаться мне довольно интересной. Я мог бы и сейчас остаться здесь, но моя новая позиция - это своего рода вызов для меня, потому что она даст мне возможность исправить все те недостатки в работе миссии, на которые я сам в свое время жаловался”, - говорит Хансйорг Хабер.




С конфликтными регионами Грузии Хабер был знаком еще до своего назначения на этот пост в 2008 году. В первой половине 90-х он принимал активное участие в формировании Миссии наблюдателей ООН в Абхазии, которая сыграла значительную роль в скорейшем окончании грузино-абхазской войны. Познакомиться с абхазской культурой Хабер имел возможность и во время своей работы в немецком посольстве в Турции. На днях он рассказывал мне подробности жизни абхазской диаспоры в турецком городе Адапазары, который принято считать абхазской столицей Турции.

Хабер отмечает, что за два с половиной года его миссия не смогла достигнуть главной цели – начать мониторинг ситуации в Абхазии и Южной Осетии. Для де-факто властей и российской стороны неприемлема ее фундаментальная позиция: как структура ЕС миссия исходит из принципа непризнании независимости Абхазии и Южной Осетии.

“Но когда дело касается инцидентов на месте, мы придерживаемся нейтральной позиции. И мне кажется, все стороны сумели в этом убедиться”, - говорит Хансйорг Хабер.

За два с половиной года Миссия наблюдателей ЕС в Грузии под руководством Хабера несколько раз проводила самостоятельные расследования по фактам задержания граждан на административных границах. Три недели назад миссия по предложению сухумской стороны направила трех своих наблюдателей в село Чубурхинджи Гальского района. Они должны выяснить, в самом ли деле грузинское МВД провело там несколько спецопераций с применением огнестрельного оружия, чтобы арестовать главного подозреваемого в организации терактов в Тбилиси Мераба Колбая. Грузинские власти не подтверждали, но и не отрицали, что Колбая был арестован в Гальском районе. Вот что по этому поводу сказал сегодня Ханс Йорг Хабер:

“Господин Кишмария показал нам дом, в котором жил Колбая. Наши наблюдатели смогли поговорить с его родными. Они провели в селе один вечер. Мы пришли к определенному заключению и сообщили о нем грузинской стороне. Мы все еще надеемся, что нам дадут возможность посетить Колбая в тюрьме, чтобы услышать и его версию происшедшего. Но пока мы все еще в процессе формирования нашего окончательного заключения, и я не готов говорить о предварительных результатах публично”.

Хабер заявил, что окончательные результаты по этому делу будут представлены сторонам во время очередной встречи в Гальском районе, которая состоится во второй половине следующего месяца.
XS
SM
MD
LG