Accessibility links

Хаммарберг посетил Цхинвали


Комиссар СЕ по правам человека Томас Хаммарберг
Комиссар СЕ по правам человека Томас Хаммарберг
Тбилиси---Родственники грузинских заключенных, находящихся в цхинвальском изоляторе, надеются, что комиссару СЕ по правам человека Томасу Хаммарбергу удастся договориться с южноосетинской стороной и их родных освободят. В понедельник они целый день с надеждой ждали весточки из Цхинвали.

Кроме четырех подростков из Тирдзниси в цхинвальском изоляторе находится и еще один подросток – Гиорги Арчвадзе.

Его отец, Тамаз Арчвадзе, целый день сидит около телевизора в надежде узнать что-нибудь новое.

Он надеется, что Томас Хаммарберг сможет вывезти из Цхинвали грузинских заключенных.

Его сына, Гиорги Арчвадзе, арестовали этим летом, когда он решил пойти в родное село Белоти. Грузинское население покинуло это село во время августовской войны, и сейчас оно под контролем властей самопровозглашенной республики.

Гиорги во время ареста был несовершеннолетним; несколько дней назад ему исполнилось 16 лет. Ему были предъявлены обвинения в незаконном пересечении границы и незаконном хранении оружия.

Его отец говорит, что обращался за помощью к грузинским властям и передавал сыну теплую одежду через сотрудников Красного Креста.

“Я ходил в местные правохранительные органы. Тогда еще и месяца не прошло с его ареста. Все обещают, что вот на этой неделе его отпустят, потом на следующей, так и прошел месяц. Потом второй, третий, вот уже и пятый подошел к концу,” говорит Тамаз Арчвадзе.

После войны Тамаз и сам побывал в цхинвальском изоляторе. Его арестовали в августе 2008 года с многими другими грузинскими заключенными.

“Может с ребенком они все таки будут обращаться по другому. Когда я там был, меня все время заставляли чистить полы. Туалет у нас был внутри камеры, вода тоже. Чуть стемнеет, нас закрывали в камере и двери не отпирали до самого утра. Утром дверь открывали, разрешали походить по коридору и на этом все и заканчивалось. Потом когда русские начали ставить палатки, нас выгоняли разгружать машины,“ говорит Арчвадзе.

Тамаза и других грузинских заключенных выпустили осенью прошлого года. Тогда Томас Хаммарберг, как и грузинский католикос-патриарх Илия II играли роль посредника между двумя сторонами.

Во время нынешнего визита, Хаммарберг опять надеется на успех. В воскресение после встреч с грузинскими чиновниками в Гори, он заявил журналистам, что собирается продолжать переговоры с двумя сторонами, пока не добъется результата.
В понедельник утром стало известно еще об одном аресте гражданина Грузии.

В воскресение на административной границе российские пограничники арестовали Рамаза Макасарашвили, водителя рейсового автобуса, который три раза в неделю перевозил жителей села Переви в районный центр.

В Переви проживают около 1000 грузин. До августовской войны оно находилось под контролем грузинских властей. После войны его контролируют российские военные.

Уже больше года один из местных жителей Гиорги каждый день проходит проверку у российских пограничников, чтобы выехать из родного села Переви на работу в районный центр. Гиорги рассказал “Эхо Кавказа”, как был задержан водитель автобуса.

“Русские постоянно ищут возможность, чтобы за что-нибудь зацепиться. Сейчас тоже придумали обвинение, что во время проверки водитель попытался проехать в село. Но они даже наружу не вышли, чтобы этот автобус проверить. Они сидели в своей будке, не выходили даже. Оттуда помахали рукой и водитель подумал, что они его пропускают. Придумали они ему это обвинение,” говорит местный житель.

Гиорги говорит, что это был первый случай в Переви, когда российские пограничники арестовали кого-нибудь из местных жителей. Он рассказывает, что в селе чувствуется напряжение, но особого страха нет.

Конфликтолог Паата Закареишвили считает, что аресты жителей с обеих сторон будут и в дальнейшем становиться источником напряжения и политических проблем. По его словам, такая ситуация будет сохраняться до тех пор, пока грузинская, российская и южноосетинская стороны не договорятся о каком-то конкретном механизме совместной работы и между ними не возникнет доверие.

“И Хаммарберг , и патриарх – это кризисная помощь. Когда из кризиса невозможно выйти, эти люди одноразово помогают в конкретный момент разрешить кризис. Но опять таки ни Хаммарберг, ни Патриарх грузинский – они не политики, и они не могут постоянно заниматься этим делом,” говорит Закареишвили.
N
XS
SM
MD
LG