Accessibility links

А был ли консенсус?


Непарламентская оппозиция опасается, что выборы мэра Тбилиси будут проведены с нарушениями
Непарламентская оппозиция опасается, что выборы мэра Тбилиси будут проведены с нарушениями
ТБИЛИСИ---В то время как президент Грузии Михаил Саакашвили назвал реформирование избирательного кодекса “достижением грузинской демократии,” непарламентская оппозиция заявляет, что консенсуса по новому проекту закона достигнуто не было.

4 декабря парламент уже принял в первом чтении три законопроекта по поправкам в законодательство.

Президент Саакашвили заявил на прошлой неделе, что в Грузии создается “демократичная и прозрачная выборная система.

“Мы приняли решение, которое не приняло большинство стран Европы. В самом большом городе Грузии Тбилиси мэр столицы будет избираться путем прямых выборов. То, что практически все политические партии пришли к соглашению о выборных принципах, является большой победой грузинской демократии,” сказал президент Саакашвили.

Однако, как говорит один из лидеров Республиканской партии и «Альянса за Грузию» Давид Бердзенишвили, консенсус не был достигнут, так как договор о реформировании не подписала ни одна партия из непарламентской оппозиции.

Работа межпарламентской комиссии по реформе избирательного законодательства закончилась уходом с переговоров правящей партии «Единое национальное движение». Поводом для конфликта стал избирательный барьер, необходимый для победы в первом туре на выборах мэра Тбилиси. «Альянс за Грузию» настаивал на барьере в 50 процентов. «Единое национальное движение» поначалу было против любого фиксированного барьера.

“Я не был сторонником того, на что пошли Давид Бакрадзе и остальные в парламенте: они установили 30-процентный барьер, но если человек наберет большинство голосов по конструктивной программе, он должен быть победителем, а не искать потом в поле ненавидящих нас голосов, только чтобы не выиграли,” сказал президент Саакашвили.

Однако правящая партия позднее согласилась на барьер в 30 процентов. «Альянс за Грузию» остался на своей позиции.

Давид Бердзенишвили считает, что такой низкий барьер позволяет лишь кандидату от правящей партии победить на выборах мэра.

“Они хотят создать такой механизм, чтобы большинство, проголосовавшее против, превратилось в меньшинство. Они хотят меньшинством править городом,” говорит Бердзенишвили.

У непарламентской оппозиции есть опасения о том, что выборы будут проведены с нарушениями. Согласно новому законопроекту, избирательная комиссия состоит из 13 человек. Шесть из них назначаются оппозиционными партиями, прошедшими в парламент или местные органы самоуправления. Трое членов назначает президент, еще троих выдвигает парламент, в котором большинство составляет правящая партия, и еще один член комиссии назначается непосредственно от правящей партии. Кроме того, председателями всех комиссий будут представители правящей партии. А оппозиционным кандидатам отдается должность секретаря комиссии.

Такие изменения не устраивают даже парламентскую оппозицию.

“Они предлагают секретарей на уровне избирательных участков. Но секретарь – это нечто иное, чем один голос. А если в комиссии большинство, которое принимает решение, принадлежит одной партии, то они будут принимать любое решение, какое они хотят. И как секретарь сможет блокировать это решение?”, говорит лидер партии «Картули даси» Джонди Багатурия.

Парламентская оппозиция собирается бороться и сопротивляться в парламентском формате.

Пожалуй, единственное в чем сошлись мнениями и представители оппозиции, и президент – это новый принцип формирования тбилисского сакребуло – городского совета.

Давид Бердзенишвили считает этот пункт самым важным итогом работы «Альянса за Грузию» в составе межпартийной комиссии.

“Участники этого формата согласились на то, что тбилисское сакребуло будет избираться по смешанной системе: 25 по пропорциональной системе и 25 по одномандатным мажоритарным округам. Это – реально достигнутый компромисс,” говорит Бердзенишвили.

Президент Саакашвили же считает, что такой принцип формирования сакребуло позволит увеличить представительство политических партий в законодательных органах, хотя бы на региональном уровне.

“Посмотрим, может быть, это сработает на уровне сакребуло, но это демократический эксперимент,” сказал президент.
N,B
XS
SM
MD
LG