Accessibility links

Пострадавшие в августовской войне подают иски в суд по правам человека


Тамаз Барбакадзе
Тамаз Барбакадзе
ТБИЛИСИ---В пятницу одна из грузинских неправительственных организаций представит в Страсбургский суд по правам человека материалы, которые доказывают нарушения прав около 350 человек во время августовской войны 2008 года. Большинство исков против России, некоторые против Грузии.

Тамаз Барбакадзе один из почти тысячи людей, которые подали иск в Страсбургский суд против России.

Ему 70 лет и почти с середины 80-х годов он зарабатывал на жизнь, делая ремонт в домах цхинвальских жителей.

В дни, когда началась война, Тамаз вместе со своим племянником был в Цхинвали, начинал там ремонт в доме местного судьи.

Уже 8 августа, когда он вышел из подвала, решив добраться до Гори, его арестовали южноосетинские добровольцы.

До конца августа Тамаз вместе со своим племянником просидел в цхинвальском изоляторе.

Сам Тамаз говорит, что, по сравнению с другими заключенными, с ним обращались хорошо. Его не заставляли убирать улицы и хоронить мертвых грузинских солдат.

Но как он сам рассказывает, его до сих пор мучают ночные кашмары и он ходит на сеансы психологической терапии. Кроме этого Тамаз все еще надеется, что с ним расплатятся его бывшие клиенты, среди которых был бывший мэр Цхинвали и местный бизнесмен Зураб Кабисов.

“Я почему подаю [иск], потому что я же должен получить компенсацию за здоровье, за работу свою. Я имею право требовать. Я гражданин Грузии, работал там по приглашению. И какое мое дело, кто начал войну и кто что делал. Пострадал я, я пострадавший в полном смысле этого слова. Около 30 тысяч долларов я потерял,” говорит Тамаз Барбакадзе.

Пять тбилисских неправительственных организаций представляют в Страсбурге интересы грузинских граждан, пострадавших во время августовской войны.

Одна из этих организаций – Ассоциация молодых юристов Грузии. Сегодня вместе с партнерами из России и Великобритании Ассоциация юристов начинает посылать в Страсбург материалы с доказательствами по нарушениям прав около 350 своих клиентов.

Один из адвокатов Ассоциации молодых юристов, Тамара Абазадзе, говорит, что среди их клиентов есть люди, у которых сожгли дом, были убиты родные, а также, которые больше не могут вернуться в свои села.

По словам Абазадзе, все это – нарушения конвенции по правам человека, за что их клиентам полагается компенсация.

Абазадзе говорит, что именно Россия должна выплатить эту компенсацию и понести ответственность за нарушения прав грузинского населения в Южной Осетии, так как убийства, аресты и поджог домов проходили на глазах российских официальных представителей, и они этому никак не помешали.

Абазадзе предлагает и другое объяснение, почему именно Россия должна нести ответственность.

“Южная Осетия как независимое государство не могло и не может существовать без поддержки России. В течение многих лет представители российского государства оказывали Южной Осетии политическую и экономическую помощь, что сделало южно очетинских чиновников де-факто представителями российского государственного аппарата,” говорит Тамара Абазадзе.

Представители России в Страсбурге уже отказались нести такую ответственность. Они прислали грузинским правозащитным организациям письмо, в котором говорится, что Южная Осетия –независимое государство и то, что там происходило во время войны, не входит в их юрисдикцию.

Сразу после войны российская прокуратура начала собирать свидетельства осетинских жителей Южной Осетии против грузинского руководства. Позже прокуратура передала эти дела российским правозащитным организациям, которые стали представлять интересы осетин в Страсбурге против Грузии.

Всего против Грузии было подано 3300 исков, из них только семь были приняты к рассмотрению.

Два из этих дел ведет и Ассоциация молодых юристов совместно с их российскими партнерами из организации “Правовая Инициатива.”

Представитель “Правовой Инициативы” Румер Леметр объясняет, что решение по принятым к рассмотрению семи делам против Грузии может быть позже применено и к остальным осетинским искам в Страсбурге.

“Я не знаю в чью пользу Европейский суд решит эти жалобы. Но в зависимости от этого в принципе и для всех остальных 3300 жалоб – уже ясно будет как с ними работать,” говорит Румер Леметр.

В правозащитных организациях говорят, что на рассмотрение подобных дел в Страсбургском суде, как правило, уходит несколько лет. Кто из осетин или грузин получит компенсации, станет ясно где-то через пять лет.
XS
SM
MD
LG