ТБИЛИСИ-ПРАГА---66 лет назад, 23 февраля 1944 года началась сталинская депортация чеченского и ингушского народов. В считанные часы опустели города и аулы Чечено-ингушской АССР, почти 500 тысяч человек были погружены в вагоны и отправлены в Среднюю Азию, большинство в Казахстан.
66 лет – это большой срок для внешнего наблюдателя. Так легко превратить трагедию народа в простое перечисление фактов и цифр. Однако для самих высланных народов эта трагедия не стала давней историей или статистикой. Целое поколение родившихся вдали от родины чеченцев и ингушей живет и помнит эту трагедию. О судьбе своей семьи рассказывает заместитель главного редактора газеты «Новые известия» Саид Бецоев.
“Мы оказались в далеких степях Казахстана. Там умерла моя старшая сестра, умерла бабушка с дедушкой и много других родственников. Но были и такие семьи, у которых ситуация сложилась хуже, чем у нашей семьи. Та умирали целыми поселками, потому что было очень холодное время. А людей вывезли практически на голый снег,” говорит Саид Бецоев.
Реабилитация чеченцев и ингушей началась в 57-58 годах прошлого века – большинство из них смогли вернуться на родную землю. Были восстановлены национальные автономии. Но это было только начало – виновность на вайнахах висела тяжелым ярмом почти до крушения советской империи. Лишь 14 ноября 1989 года декларацией Верховного Совета СССР были реабилитированы все репрессированные народы, а закон о реабилитации появился лишь в 1991 году.
Сегодня в Ингушетии и Чечне проходят траурные мероприятия по погибшим в результате депортации.
И постсоветская эпоха для вайнахов стала тяжелым испытанием, хотя пути Чеченской и Ингушской республик разошлись. Сегодня Чечня и Ингушетия остаются самыми горячими точками Российской Федерации. В чем причина – не в той ли самой тотальной жестокости советской империи? Но ведь депортации подверглись десятки народов Советского союза, и почти никто не выбрал путь сопротивления.
Историк из США Микаэла Поль провела много времени в Казахстане, изучая архивы сталинских времен. Ее поразила стойкость чеченцев и ингушей в их сопротивлении советскому режиму.
“Они не работали, отказывались от участия в выборах 1946-го года. Как только были какие-то изменения в статусе спецрежима, они выехали на жлезнодорожную станцию. Большими толпами требовали, чтобы их выслали назад на родину. Никто из других этих народов так себя не вел. Немцы очень хорошо работали, ничего не требовали,” говорит доцент истории Микаэла Поль.
Сегодня Россия празднует национальный праздник – 23 февраля, день защитника Отечества, в недавнем прошлом «День Советской Армии и Военно-Морского флота». И сегодня же вайнахи оплакивают своих мертвых. Это происходит в одной стране, не в параллельных пространствах, а скорее в перпендикулярных. И там, где эти пространства пересекаются возникают неприятные моменты.
“Это событие серьезный отпечаток в самосознании чеченского и ингушского народов. И когда я сегодня получаю поздравления в мой адрес, у меня это ассоциируется с той трагедией, которая произошла с моим народом. У меня возникает один вопрос, хотя я сам родился в Казахстане, за что, почему, для чего был сослан чечнский народ, ингуши,” говорит историк Вахид Акаев.
* * *
О том, как сегодня в Грузии отмечали день 23 февраля - корреспондент "Эхо Кавказа" в Тбилиси Мзия Паресишвили.
66-летие депортации вайнахов из Чечено-Ингушетии в Тбилиси отметили научной конференцией "Массовые депортации народов Кавказа в 19-20 веках". Вместе с учеными конференцией заинтересовались и представители северокавказских народов.
В гостинице “Рэдиссон Блу Иверия” сегодня не была слышна вайнахская печальная музыка и стихи. Хотя конференция была посвящена известным событиям 23 февраля 1944 года, организаторы встречи-«Фонд Кавказа»- решили обобщить тему. Ведь депортация народов Кавказа насчитывает два столетия.
“Это тот случай, когда мы должны задуматься, что с нами, кавказцами произошло в течение этих двух столетий. Я как историк, хочу сказать, что все это подзабыто. Этой конференцией мы хотим вспомнить и почтить память тех погибших и также напомнить себе, где мы были тогда и повторения чего мы не хотим,” говорит президент «Фонда Кавказа» Гиви Гамбашидзе.
На конференцию пришла и Алла Дудаева, вдова Джохара Дудаева. Алла Дудаева вспомнила, как ее муж старался, чтобы этот день стал “днем возрождения.”
“Джохар Дудаев, когда поставили мемориал погибшим чеченцам и ингушам во время депортации, говорил, что хватит нам траура, хватить плакать и горевать и хоронить погибших. Он говорил, что надо, чтобы этот день стал днем возрождения чеченской нации, и я надеюсь, что этот день станет не только днем возрождения чеченского народа, но и всех народов Кавказа,” говорит Дудаева.
Вспоминая депортацию, сегодня вспоминали и то, как уцелели чеченцы, живущие в Грузии.
“Выселяли чеченцов и ингушей из всех уголков мира, единственные грузины смогли защитить своих сограждан, кистов,от этого геноцида,” говорит заместитель госминистра по делам реинтеграции Мека Хангошвили, родом из Панкиси.
Конференция привлекла внимание и молодых чеченцов. Мадина Кавтарашвили, беженка из Чечни, говорит, что о тех трагических днях она знает по рассказам бабушки.
“Бабушку зовут Хамзат Джагалаева и тогда ей было 3 годика. И когда возвращались из Казахстана, ей было уже 18. Она расказывала, как они там голодали, как собирали картофельные очистки в мусоре и ели. Для меня это трагедия. Как бабушка расказывала, их выслали из-за ошибки нескольких чеченцев. Они, кажется, встречали немцев. И из-за ошибки нескольких человек не должны были страдать столько людей и народов,” говорит Мадина Кавтарашвили.
Вместе с чеченцами конференция привлекла внимание и представителей других народов Кавказа.
“Я сама черкеска и моего народа это тоже коснулось. В 1864 году черкесов полностью выселили в Турцию, после российско-кавказской войны. Так что этот геноцид непосредственно нас коснулся. Но это коснулось не только нас, но и абхазов, чеченцов и месхетинцев и это очень больной вопрос,” говорит профессор Тамара Уджуху.
Клара Бараташвили, журналистка, представительница турок-месхетинцев сожалеет, что в грузинском обществе все еще существует такой вопрос, как проблема депортированных месхетинцев.
“В прошлом ноябре как раз была 65-я годовщина, и грузинское общество даже не посчитало нужным отметить эту трагическую дату. Вот такие парадоксы в нашем обществе существуют,” говорит Бараташвили.
Этническая депортация почти полумиллиона вайнахов занимает особое место в исторических записях Грузии. Этнограф Натия Джалабадзе рассказывает, как был создан на землях ликвидированной Чечено-Ингушетии Ахалхевский район.
“Это была впадина Ассы и Таргима; территорию присоединили к Грузии. В опустевших деревнях заселились хевсуры и мохевцы. Они очень берегли имущество чеченцев и ингушей. Они все оставили, так как было у вайнахов. И в 1957 году, когда их вернули, грузины устроили чеченцам и ингушам большой пир. Вернули им свое имушество. Поделились урожаем и вернулись в Грузию. Очевидцы расказывали, что по преданию чеченские и ингушские женщины не плачут, но они провожали грузин со слезами,” говорит Натия Джалабадзе.
66 лет – это большой срок для внешнего наблюдателя. Так легко превратить трагедию народа в простое перечисление фактов и цифр. Однако для самих высланных народов эта трагедия не стала давней историей или статистикой. Целое поколение родившихся вдали от родины чеченцев и ингушей живет и помнит эту трагедию. О судьбе своей семьи рассказывает заместитель главного редактора газеты «Новые известия» Саид Бецоев.
“Мы оказались в далеких степях Казахстана. Там умерла моя старшая сестра, умерла бабушка с дедушкой и много других родственников. Но были и такие семьи, у которых ситуация сложилась хуже, чем у нашей семьи. Та умирали целыми поселками, потому что было очень холодное время. А людей вывезли практически на голый снег,” говорит Саид Бецоев.
Реабилитация чеченцев и ингушей началась в 57-58 годах прошлого века – большинство из них смогли вернуться на родную землю. Были восстановлены национальные автономии. Но это было только начало – виновность на вайнахах висела тяжелым ярмом почти до крушения советской империи. Лишь 14 ноября 1989 года декларацией Верховного Совета СССР были реабилитированы все репрессированные народы, а закон о реабилитации появился лишь в 1991 году.
Сегодня в Ингушетии и Чечне проходят траурные мероприятия по погибшим в результате депортации.
И постсоветская эпоха для вайнахов стала тяжелым испытанием, хотя пути Чеченской и Ингушской республик разошлись. Сегодня Чечня и Ингушетия остаются самыми горячими точками Российской Федерации. В чем причина – не в той ли самой тотальной жестокости советской империи? Но ведь депортации подверглись десятки народов Советского союза, и почти никто не выбрал путь сопротивления.
Историк из США Микаэла Поль провела много времени в Казахстане, изучая архивы сталинских времен. Ее поразила стойкость чеченцев и ингушей в их сопротивлении советскому режиму.
“Они не работали, отказывались от участия в выборах 1946-го года. Как только были какие-то изменения в статусе спецрежима, они выехали на жлезнодорожную станцию. Большими толпами требовали, чтобы их выслали назад на родину. Никто из других этих народов так себя не вел. Немцы очень хорошо работали, ничего не требовали,” говорит доцент истории Микаэла Поль.
Сегодня Россия празднует национальный праздник – 23 февраля, день защитника Отечества, в недавнем прошлом «День Советской Армии и Военно-Морского флота». И сегодня же вайнахи оплакивают своих мертвых. Это происходит в одной стране, не в параллельных пространствах, а скорее в перпендикулярных. И там, где эти пространства пересекаются возникают неприятные моменты.
“Это событие серьезный отпечаток в самосознании чеченского и ингушского народов. И когда я сегодня получаю поздравления в мой адрес, у меня это ассоциируется с той трагедией, которая произошла с моим народом. У меня возникает один вопрос, хотя я сам родился в Казахстане, за что, почему, для чего был сослан чечнский народ, ингуши,” говорит историк Вахид Акаев.
* * *
О том, как сегодня в Грузии отмечали день 23 февраля - корреспондент "Эхо Кавказа" в Тбилиси Мзия Паресишвили.
66-летие депортации вайнахов из Чечено-Ингушетии в Тбилиси отметили научной конференцией "Массовые депортации народов Кавказа в 19-20 веках". Вместе с учеными конференцией заинтересовались и представители северокавказских народов.
В гостинице “Рэдиссон Блу Иверия” сегодня не была слышна вайнахская печальная музыка и стихи. Хотя конференция была посвящена известным событиям 23 февраля 1944 года, организаторы встречи-«Фонд Кавказа»- решили обобщить тему. Ведь депортация народов Кавказа насчитывает два столетия.
“Это тот случай, когда мы должны задуматься, что с нами, кавказцами произошло в течение этих двух столетий. Я как историк, хочу сказать, что все это подзабыто. Этой конференцией мы хотим вспомнить и почтить память тех погибших и также напомнить себе, где мы были тогда и повторения чего мы не хотим,” говорит президент «Фонда Кавказа» Гиви Гамбашидзе.
На конференцию пришла и Алла Дудаева, вдова Джохара Дудаева. Алла Дудаева вспомнила, как ее муж старался, чтобы этот день стал “днем возрождения.”
“Джохар Дудаев, когда поставили мемориал погибшим чеченцам и ингушам во время депортации, говорил, что хватит нам траура, хватить плакать и горевать и хоронить погибших. Он говорил, что надо, чтобы этот день стал днем возрождения чеченской нации, и я надеюсь, что этот день станет не только днем возрождения чеченского народа, но и всех народов Кавказа,” говорит Дудаева.
Вспоминая депортацию, сегодня вспоминали и то, как уцелели чеченцы, живущие в Грузии.
“Выселяли чеченцов и ингушей из всех уголков мира, единственные грузины смогли защитить своих сограждан, кистов,от этого геноцида,” говорит заместитель госминистра по делам реинтеграции Мека Хангошвили, родом из Панкиси.
Конференция привлекла внимание и молодых чеченцов. Мадина Кавтарашвили, беженка из Чечни, говорит, что о тех трагических днях она знает по рассказам бабушки.
“Бабушку зовут Хамзат Джагалаева и тогда ей было 3 годика. И когда возвращались из Казахстана, ей было уже 18. Она расказывала, как они там голодали, как собирали картофельные очистки в мусоре и ели. Для меня это трагедия. Как бабушка расказывала, их выслали из-за ошибки нескольких чеченцев. Они, кажется, встречали немцев. И из-за ошибки нескольких человек не должны были страдать столько людей и народов,” говорит Мадина Кавтарашвили.
Вместе с чеченцами конференция привлекла внимание и представителей других народов Кавказа.
“Я сама черкеска и моего народа это тоже коснулось. В 1864 году черкесов полностью выселили в Турцию, после российско-кавказской войны. Так что этот геноцид непосредственно нас коснулся. Но это коснулось не только нас, но и абхазов, чеченцов и месхетинцев и это очень больной вопрос,” говорит профессор Тамара Уджуху.
Клара Бараташвили, журналистка, представительница турок-месхетинцев сожалеет, что в грузинском обществе все еще существует такой вопрос, как проблема депортированных месхетинцев.
“В прошлом ноябре как раз была 65-я годовщина, и грузинское общество даже не посчитало нужным отметить эту трагическую дату. Вот такие парадоксы в нашем обществе существуют,” говорит Бараташвили.
Этническая депортация почти полумиллиона вайнахов занимает особое место в исторических записях Грузии. Этнограф Натия Джалабадзе рассказывает, как был создан на землях ликвидированной Чечено-Ингушетии Ахалхевский район.
“Это была впадина Ассы и Таргима; территорию присоединили к Грузии. В опустевших деревнях заселились хевсуры и мохевцы. Они очень берегли имущество чеченцев и ингушей. Они все оставили, так как было у вайнахов. И в 1957 году, когда их вернули, грузины устроили чеченцам и ингушам большой пир. Вернули им свое имушество. Поделились урожаем и вернулись в Грузию. Очевидцы расказывали, что по преданию чеченские и ингушские женщины не плачут, но они провожали грузин со слезами,” говорит Натия Джалабадзе.