Accessibility links

Признание - чисто математический интерес?


Признает ли Боливия (президент Эво Моралес на фото) Абхазию и Южную Осетию?
Признает ли Боливия (президент Эво Моралес на фото) Абхазию и Южную Осетию?
ПРАГА -- Делегация самопровозглашённой республики Абхазия посетила пять латиноамериканских стран: Венесуэлу, Аргентину, Чили, Боливию и Эквадор. После этого визита глава делегации Максим Гвинджия, де-факто министр иностранных дел Абхазии заявил журналистам, что Боливия и Эквадор могут признать абхазскую независимость. В рубрике «Гость недели» из Сухуми главный редактор газеты "Чегемская правда" Инал Хашиг.

Олег Кусов: Так стоит ли ожидать народного ликования и праздничных фейерверков на знаменитой сухумской Брехаловке? Или все же Абхазская республика привыкла распахивать объятия третьим, четвертым или пятым странам?

Инал Хашиг: Нет, уже иных бурных празднований по поводу признания той или иной страной вряд ли будет, точнее говоря, не будет. Это уже входит в спокойное русло – отношение к признаниям теми или иными странами. И я думаю, за чашкой кофе будет возможность поговорить об этой новости, не более.

Олег Кусов: Понятно, что Абхазия получит возможность заключить экономические соглашения с признавшими ее государствами. Но пользу от экономических соглашений с Эквадором или Боливией едва ли можно назвать существенной. Но и политические дивиденды кажутся не очень серьезными. Есть ли вообще смысл признания со стороны этих стран?

Инал Хашиг: Абхазии нужно сейчас, наверное, все-таки самоутверждаться, и для нее здесь как бы такой математический интерес, то есть когда больше стран признает, для Абхазии это лишний раз душу греет. Вот такой парад признания. И после этого со временем, когда Абхазия встанет на ноги, пойдут и какие-то экономические интересы, и какие-то политические интересы. Тем не менее, сейчас перво-наперво нужен сам факт признания, а уже все остальное будет потом.

Олег Кусов: Инал, насколько часто вы бываете за границей, и собираетесь ли вы поехать в одно из тех государств, которые уже признали вашу республику?

Инал Хашиг: Ну, наверное, даст Бог, попаду когда-нибудь в Латинскую Америку, тем более что я люблю футбол, в особенности латиноамериканский, правда, ни Бразилия, ни Аргентина пока не стремятся признать Абхазию, тем не менее, думаю, может быть, со временем и до них очередь дойдет. По крайней мере, в Латинской Америке обычно такие акции имеют заразительный характер, и, возможно, и до них очередь дойдет.

Олег Кусов: А какую первую страну выберете?

Инал Хашиг: Сложно сказать. Ну мне вообще импонирует Боливия. Наверно, оттого, что это самая горная страна, и очень много там неизведанного, неизвестного. Скорее всего, это будет Боливия.

Олег Кусов: А Боливар – ваш любимый исторический персонаж?

Инал Хашиг: Да нет, я бы не сказал, что Боливар мой любимый персонаж. У меня вообще нет политиков или революционеров, которые были бы моими любимыми персонажами, я больше люблю деятелей литературы и искусства. А перед политиками преклоняться как-то не получилось.

Олег Кусов: Инал, ключевая роль согласия признать независимость де-факто республик Абхазия и Южная Осетия, конечно же, принадлежит Москве. Россия готова за это платить деньги и использовать свое влияние. Допускаете ли вы, что без участия России процесс признания вообще не сдвинулся бы ни на миллиметр?

Инал Хашиг: Ну без России, конечно, вряд ли что-то сдвинулось бы с места, потому что в этом мире, думаю, немногое зависит от того, какая это страна, собственно, Абхазия. Какое бы супердемократическое государство мы ни построили, мы все-таки маленькая страна, и сейчас не на это обращают внимание, когда размышляют над тем, признать или не признать. Все-таки геополитическая составляющая, по крайней мере, на нынешнем этапе берет верх. То же самое касалось вопросов в отношении признания Косово. Я не думаю, что косовский проект государственности чем-то намного лучше абхазского или южноосетинского. И тем не менее, этот показатель более 60 стран, признавших Косово, это, наверно, показатель того влияния, которое есть у Соединенных Штатов Америки, главного донора, спонсора, как угодно можно назвать, который стоит за этим косовским проектом. У России, к сожалению, сейчас не столь впечатляющее влияние, как, допустим, у Соединенных Штатов Америки. Есть пока, помимо России, еще государства, которые на очереди стоят и готовы признать Абхазию и Южную Осетию. Тем не менее, хочу сказать, сейчас, в этом новом процессе с каждым новым игроком уже не только Россия становится заинтересованной в признании. Я думаю, что в Латинской Америке процесс признания сейчас потихоньку начинает раскручиваться. Имеет свою заинтересованность, наверное, и Уго Чавес, который себя считает неформальным лидером государств, входящих в группу Боливарианской инициативы, и для него уже это дело чести – чтобы за ним как за лидером пошли и другие государства. И для него это тоже желание показать Москве, что за Россией страны СНГ не откликнулись, не поддержали Россию после 26 августа 2008 года, а за Венесуэлой эти страны готовы пойти, довериться Уго Чавесу.

Олег Кусов: Инал, а можно за всем этим увидеть не только курьез, а момент новой идентичности абхазов? В каком направлении движется Абхазия, скажем, следующим признанием, от Грузии в какую сторону? России или Боливии с Эквадором, и куда двигается, на ваш взгляд?

Инал Хашиг: С каждым признанием Абхазия укрепляет свой государственный проект. Тем более что абхазский проект заметно отличается от южнооосетинского, все-таки там большинство населения, в том числе и руководители этой страны видят свое будущее в вхождении в состав России, и независимость рассматривается как переходный этап. У абхазов этого нет, и потому при всей той любви и том доверии к России, тем не менее они понимают, что это чревато – поддержка только одной страны абхазов. Все-таки хочется, чтобы их независимость признало побольше государств, и, соответственно, потом пошли бы экономические, политические контакты. Это бы заметно или немного оттянуло то влияние России, которое существует сейчас в Абхазии.

Олег Кусов: Инал, и самый последний вопрос. Абхазские политики уже махнули рукой на Белоруссию, забыли?

Инал Хашиг: Думаю, по крайней мере, на год точно забыли.
XS
SM
MD
LG