ЧЕРКЕССК---Черкесские общественные организации Северного Кавказа по разному оценили итоги конференции в Тбилиси, посвященной геноциду черкесов. Российские СМИ заявили о расколе в черкесском движении.
Как мы уже сообщали, 19-21 марта в Тбилиси прошла конференция «Скрытые нации, продолжающиеся преступления: Черкесы и другие народы Кавказа. Прошлое и будущее», организатором которой выступили “Jamestown Foundation” и международная школа изучения Кавказа при тбилисском госуниверситете.
Итоговым документом этой конференции стало обращение черкесской нации в парламент Грузии с призывом принять резолюцию о геноциде черкесов во время Кавказской войны 18-19 веков.
Эффект от этой конференции в черкесском обществе Северного Кавказа трудно преувеличить. Палитра мнений в эти дни менялась как узоры в ветвявшемся калейдоскопе.
Реакция вполне объяснима - событие явно выходящее за рамки привычного, это первый случай обсуждения проблемы геноцида черкесов на государственном уровне, и первое серьезное заявление о возможности добиваться признания геноцида самостоятельно вне пределов и вне воли России, аппелируя к мнению международного сообщества.
До сегодняшнего дня, черкесские организации Северного Кавказа убеждали Москву рассмотреть черкесский вопрос, не покидая фарватер дозволенного. В 92-95 годах парламенты Адыгеи и Кабардино-Балкарии приняли обращение к Федеральному собранию с просьбой создать политико-правовые условия для возвращения на родину потомков черкесских изгнанников XIX века, и приравнять их к русскоязычным соотечественникам.
С тех пор обращение хоть осталось без внимания, но любые попытки отойти от рамок этого документа вызывали праведный гнев старшего поколения черкесских общественников.
Вот и теперь совет адыгских общественников КБР, представленный в основном старшим поколением, осудил конференцию, как попытку Тбилиси дестабилизировать ситуацию на Северном Кавказе.
Позицию Совета озвучил председатель «Адыг-Хаса» Кабардино-Балкарии Мухаммед Хафица:
--Если бы это исходило, допустим, от Франции, Голландии, я бы еще принял это. Но когда это исходит от Саакашвили, конечно, кабардинские и адыгские общественные организации неоднозначно его восприняли. Эта акция стала возможной, потому что ее поддержал сам Саакашвили. «Адыг-Хаса» рассматривает ее итоги как прямое вмешательство во внутренние дела Российской федерации и рассчитанную на дестабилизацию ситуации на Северном Кавказе.
Отцы основатели национальных движений - выходцы из недр советской элиты, истратили былое влияние в стремлении примирить власть и общество.
Несмотря на это, власти апеллируют исключительно к их мнению, как солидарному мнению черкесского общества. о есть и другое крыло черкесского движения, которое создали абхазские добровольцы и продолжают молодежные организации.
Отличие от старшего поколения принципиальное - они по новому поставили вопрос о своих национальных интересах, вынесли новые критерии оценки власти, и в конечном счете увели за собой наиболее активную часть общества.
Соответственно и другое отношение к конференции, которое для «Эхо Кавказа» озвучил лидер движения «Черкесский конгресс» Руслан Кешев.
“К итогам конференции мы отнеслись в высшей степени положительно. Появилась реальная возможность к прорывам в вопросе о признании геноцида черкесов мировым сообществом. Что касается Грузии, отношения грузин и черкесмов в последние 20 лет были непростыми. Но мы понимаем, что так же как черкесам трудно, точно так же и грузинам трудно было пойти на этот шаг. Мы против того, чтобы привязывать к этому вопросу Абхазию. В Грузии реальный шанс признать геноцид существует. Вот это перевешивает то, что может быть кто-то считает, что место выбрано неудачно. Раз есть хоть одна возможность, хоть один шанс признания геноцида какой-либо страной международного сообщества, этот шанс надо было реализовать,” говорит Кешев.
В этом смысле, действительно, можно говорить о расколе в черкесском движении, но расколе, который наметился еще в середине 90-х , когда в движение влились абхазские добровольцы и окончательно состоялся теперь, когда встало на крыло новое поколение. Не хорошее, и не плохое - а другое -новое, которое, судя по словам Руслана Кешева, отвергает опыт старшего поколения и выбирает свой путь.
Как мы уже сообщали, 19-21 марта в Тбилиси прошла конференция «Скрытые нации, продолжающиеся преступления: Черкесы и другие народы Кавказа. Прошлое и будущее», организатором которой выступили “Jamestown Foundation” и международная школа изучения Кавказа при тбилисском госуниверситете.
Итоговым документом этой конференции стало обращение черкесской нации в парламент Грузии с призывом принять резолюцию о геноциде черкесов во время Кавказской войны 18-19 веков.
Эффект от этой конференции в черкесском обществе Северного Кавказа трудно преувеличить. Палитра мнений в эти дни менялась как узоры в ветвявшемся калейдоскопе.
Реакция вполне объяснима - событие явно выходящее за рамки привычного, это первый случай обсуждения проблемы геноцида черкесов на государственном уровне, и первое серьезное заявление о возможности добиваться признания геноцида самостоятельно вне пределов и вне воли России, аппелируя к мнению международного сообщества.
До сегодняшнего дня, черкесские организации Северного Кавказа убеждали Москву рассмотреть черкесский вопрос, не покидая фарватер дозволенного. В 92-95 годах парламенты Адыгеи и Кабардино-Балкарии приняли обращение к Федеральному собранию с просьбой создать политико-правовые условия для возвращения на родину потомков черкесских изгнанников XIX века, и приравнять их к русскоязычным соотечественникам.
С тех пор обращение хоть осталось без внимания, но любые попытки отойти от рамок этого документа вызывали праведный гнев старшего поколения черкесских общественников.
Вот и теперь совет адыгских общественников КБР, представленный в основном старшим поколением, осудил конференцию, как попытку Тбилиси дестабилизировать ситуацию на Северном Кавказе.
Позицию Совета озвучил председатель «Адыг-Хаса» Кабардино-Балкарии Мухаммед Хафица:
--Если бы это исходило, допустим, от Франции, Голландии, я бы еще принял это. Но когда это исходит от Саакашвили, конечно, кабардинские и адыгские общественные организации неоднозначно его восприняли. Эта акция стала возможной, потому что ее поддержал сам Саакашвили. «Адыг-Хаса» рассматривает ее итоги как прямое вмешательство во внутренние дела Российской федерации и рассчитанную на дестабилизацию ситуации на Северном Кавказе.
Отцы основатели национальных движений - выходцы из недр советской элиты, истратили былое влияние в стремлении примирить власть и общество.
Несмотря на это, власти апеллируют исключительно к их мнению, как солидарному мнению черкесского общества. о есть и другое крыло черкесского движения, которое создали абхазские добровольцы и продолжают молодежные организации.
Отличие от старшего поколения принципиальное - они по новому поставили вопрос о своих национальных интересах, вынесли новые критерии оценки власти, и в конечном счете увели за собой наиболее активную часть общества.
Соответственно и другое отношение к конференции, которое для «Эхо Кавказа» озвучил лидер движения «Черкесский конгресс» Руслан Кешев.
“К итогам конференции мы отнеслись в высшей степени положительно. Появилась реальная возможность к прорывам в вопросе о признании геноцида черкесов мировым сообществом. Что касается Грузии, отношения грузин и черкесмов в последние 20 лет были непростыми. Но мы понимаем, что так же как черкесам трудно, точно так же и грузинам трудно было пойти на этот шаг. Мы против того, чтобы привязывать к этому вопросу Абхазию. В Грузии реальный шанс признать геноцид существует. Вот это перевешивает то, что может быть кто-то считает, что место выбрано неудачно. Раз есть хоть одна возможность, хоть один шанс признания геноцида какой-либо страной международного сообщества, этот шанс надо было реализовать,” говорит Кешев.
В этом смысле, действительно, можно говорить о расколе в черкесском движении, но расколе, который наметился еще в середине 90-х , когда в движение влились абхазские добровольцы и окончательно состоялся теперь, когда встало на крыло новое поколение. Не хорошее, и не плохое - а другое -новое, которое, судя по словам Руслана Кешева, отвергает опыт старшего поколения и выбирает свой путь.