Accessibility links

Владимир Сокор: у "Южного потока" нет будущего


Владимир Сокор
Владимир Сокор
ПРАГА---В нашей постоянной рубрике «Гость недели» старший исследователь неправительственного института «Jamestown Foundation» Владимир Сокор. Это признанный в мире специалист в области энергетики.

Олег Кусов: Мне удалось поговорить с ним на днях в Париже в перерывах между заседаниями международной конференции по проблемам Кавказа. Владимир Сокур считает, что у российского газового проекта «Южный поток» нет будущего. Его цель, как он считает, заключается в том, чтобы отбить интерес к более жизнеспособному проекту «Набукко», который предполагает транспортировку углеводородного сырья из Туркмении и Азербайджана в Европу. Свои аргументы Владимир Сокур привел в нашей беседе.

Владимир Сокор: Я описал «Южный поток» не как проект снабжения. Цель «Южного потока» - это убедить западных инвесторов, что «Южный поток» будет существовать, и поэтому «Набукко» не нужен. Это психологическая стратегия «Газпрома» и Кремля, чтобы сделать вид, что «Набукко» не нужен, а «Южный поток», возможно, состоится. Тогда много людей на Западе, в первую очередь, инвесторы, будут думать, что «Набукко» не нужен, и не стоит инвестировать деньги в проект Европейского Союза. Для многих на Западе ясно, что у «Южного потока» нет газа и нет инвестиционного капитала. «Южный поток» - это политический блеф: газа нет, финансов нет. Что касается «Набукко», дело совсем наоборот. Газ есть. Азербайджан и Туркменистан обещали наполнить «Набукко» газом. В России нет никакого газа для «Южного потока». Правительство России и «Газпром» вели переговоры в течение трех лет со всевозможными европейскими покупателями. Во всех этих переговорах российская сторона никогда не идентифицировала запас газа для «Южного потока». И наоборот, что касается проекта «Северный поток». В этом случае существует, в первую очередь для «Северного потока», запас газа. В Западной Сибири месторождения: Южно-Русское и Ачимовское. Российская сторона их идентифицировала. В «Южном потоке» - ничего подобного. Кроме того, российская сторона сама подсчитала стоимость «Южного потока»: по меньшей мере, 25 миллиардов долларов. Это никто в мире еще не слышал. Такая стоимость совершенно фантастическая, никто не будет давать таких денег. Но российская сторона поддерживает «Южный поток», только надеясь на то, что существование этого проекта на бумаге будет мешать «Набукко».

Олег Кусов: Насколько реальны планы «Набукко» на ближайшее время, или проект будут откладывать?

Владимир Сокор: Есть межправительственная договоренность пяти правительств, которые участвуют, и поддержка Евросоюза и Европейской комиссии, и есть запасы газа в Туркменистане и Азербайджане, которых более чем достаточно, чтобы наполнить проект «Набукко». Стоимость проекта почти 8 миллиардов евро. Это более-менее четверть стоимости «Южного потока». В течение этого года консорциум «Набукко» уже начал заказывать стальные трубы, и ожидается подписание соответствующих договоров для транзита между Азербайджаном и Турцией. До конца этого года «Набукко» должен заключить договор для снабжения и объявить инвестиционное решение до конца этого года. Я уверен, что это состоится, что затяжек больше не будет.

Олег Кусов: Как вы считаете, интенсивное развитие проекта «Набукко» не осложнит политические отношения между Россией и Грузией и Азербайджаном?

Владимир Сокор: Возможно, некоторые люди в Кремле видят логическую связь. Я лично не вижу никакой логической связи. Если руководство России решит, что надо давить на эти страны, чтобы мешать «Набукко», то она будет это делать, и она будет выглядеть как государство-изгой.

Олег Кусов: Есть у вас ощущение, что отношения между Тбилиси и Москвой плохие, в том числе из-за «Набукко»?

Владимир Сокор: Я думаю, что «Набукко» ни при чем в этом положении. Руководство Кремля ненавидело Грузию еще со времен Эдуарда Шеварднадзе. Все люди моего возраста помнят, как пропаганда Кремля через СМИ России описывала Эдуарда Шеварднадзе как предателя, человека, который угробил Советский Союз. Бывшие советские, а потом российские генералы ненавидели Грузию, поэтому они сопоставляли Шеварднадзе и Грузию. Еще с 90-х годов в Кремле российские власти делали все, чтобы расчленить Грузию, чтобы зайти в Абхазию и Южную Осетию. Несколько попыток убить Шеварднадзе были организованы из России. Россия дала убежище проросийским антигосударственным силам Грузии. Это вторжение уже существует почти 20 лет. Может быть, некоторые в Москве делают вид, что Саакашвили виноват в плохих отношениях. Но это совсем не так. Много людей в России, не только в руководстве России, а в российской элите не могут воспринимать грузинскую независимость. Многие воспринимают Грузию как колонию России. Грузины танцуют, грузины развлекают Россию, у грузин есть хачапури. В лучшем случае, грузины делают красивые кинофильмы. И это даже четко показывает тост: россиянин скажет: «Давайте выпьем за вашу и нашу Грузию».
XS
SM
MD
LG