Accessibility links

Югоосетинской дипломатии 18 лет


Главный приоритет югоосетинской дипломатии – отношения с Россией
Главный приоритет югоосетинской дипломатии – отношения с Россией
ПРАГА -- 28 мая- день югоосетинской дипломатии. Ровно 18 лет назад было образовано внешнеполитическое ведомство самопровозглашённой республики. Как отмечают местные власти, основной функцией этого ведомства стало доведение до мирового сообщества информации о реальной ситуации в республике и укрепление внешнеполитических позиций.

Главный аргумент в пользу тезиса о внешнеполитических успехах Цхинвали у представителей югоосетинского руководства появился 26 августа 2008 года – в этот день Россия признала самопровозглашённую республику. Помимо этого цхинвальская дипломатия все эти годы успешно выстраивала отношения с Владикавказом, а в период с 1992 по 2004 годы – и с Тбилиси. Так считает советник югоосетинского президента, бывший руководитель делегации республики на переговорах с Грузией Коста Дзугаев.

«Успех достигнут. Есть факт признанного государства. Все эти годы решались несколько задач: первое направление - это урегулирование грузино-осетинского конфликта, другое направление - это межосетинские отношения, то есть сближение, интеграция Северной и Южной Осетии. В этих направлениях у нас весьма существенные достижения. Перед сменой власти в Тбилиси, когда там произошла революция роз, грузино-осетинский конфликт практически был затушен, и все участвующие в урегулировании сторон были едины во мнении, что близок день, когда конфликт удастся завершить. Но потом произошел зигзаг в грузинской внутренней политике, который очень губительно отразился на грузино-осетинских отношениях. И сегодня ситуация такова, что наша республика признана и с грузинским государством мы находимся в состоянии теперь уже межгосударственного конфликта. Что касается другого направления нашей работы - состоялось весьма значительное сближение с Северной Осетией, потому что подписаны важнейшие документы, и межправительственные, и межпарламентские. Ну и, наконец, отношения с Россией, которые всегда являлись для нас приоритетными. Задача нашей дипломатии сегодня, это, конечно, расширение международного признания нашей республики. Все четыре государства, которые нас сегодня признали, это начало, и мы убеждены в том, что в ближайшее время ряд других государств последуют примеру России и также признают нашу республику,» говорит Коста Дзугаев.

Оппоненты цхинвальских властей обращают внимание на тот факт, что главное достижение нынешнего руководства – признание со стороны Москвы – стало следствием вооруженного конфликта в августе 2008 года, а не политических усилий дипломатов. Майя Цабошвили, работающая с декабря 2006 по май 2007 года министром иностранных дел альтернативного правительства Южной Осетии, считает, что ни Тбилиси, ни Москва с Цхинвали по-прежнему не готовы решать накопившиеся проблемы усилиями дипломатов, а не силовиков.

«После конфликта 1992 года в Южной Осетии не было никакой дипломатии, но это была вина не только Южной Осетии, это была вина и Грузии в целом. И всех тех сторон, которые по той или иной причине были подключены к процессу грузино-осетинского конфликта. К сожалению, не было дипломатии и 26 августа 2008 года. Это было тоже силовое решение. Сегодня на дворе уже 2010 год, у нас уже есть факт – признание Южной Осетии. Кому-то это приятно, кому-то это неприятно, для кого-то это приемлемо, для кого-то нет. Все это эмоциональные подходы к делу. Правда, сами осетины, как в Южной Осетии, так и в Северной, включая официальные лица, не очень серьезно относятся к этому факту, может быть, сами не верят. И, раз уж сложилась такая ситуация, дипломатия должна подключиться к разрешению накопившихся проблем. К этому сегодня не готова ни одна сторона. Про готовность Цхинвали не надо и говорить, потому что там этой готовности нет. Но то, что не готова и грузинская сторона, также как и российская, это тоже для меня факт. Это очень долгий путь. Надо, чтобы все стороны поняли, что силовое решение или стремление к силовому решению, что было видно в течение всего периода конфликта, не дает никому никаких результатов. Ни одна сторона не готова, чтобы спокойно, дипломатическим путем постараться хотя бы начать разговор между собой. Я не имею в виду женевский процесс, это никакого результата, я думаю, не дает и не даст,» говорит Майя Цабошвили.

В 2006 году Цабошвили намеривалась побороться за пост югоосетинского президента. Но тогда, как она говорит, цхинвальские чиновники дипломатично отстранили её от участия в этих выборах, узнав о её беседах с представителями руководства Министерства иностранных дел России.
XS
SM
MD
LG