ПРАГА---Абхазы и осетины – два кавказских народа, живущих на достаточно большом расстоянии друг от друга. А если учесть факт ираноязычия осетин и принадлежность абхазского языка к адыго-абхазской группе, то этнокультурная близость этих двух народов по идее должна быть на уровне общекавказского единства.
Однако на деле эта близость куда более сильна. Ее можно обнаружить в языковых заимствованиях, фольклере и обрядности, и даже в генетике. Ираноязычие осетин отнюдь не означает, что они – не кавказский народ. С точки зрения антропологии осетины – типичные представители кавкасионного и понтийского типа. А последние генетические исследования говорят о том, что наиболее близкими осетинам народы являются не ближайшие соседи – кабардинцы, ингуши, балкарцы, - а абхазы и шапсуги (один из черкесских субэтносов, живущих на Черноморском побережье).
Объяснение этому факту простое: осетины – потомки ираноязычных алан, которые в течение долгих столетий соседствовали непосредственно с абхазами. Древнюю аланскую столицу Маас в угоду различным современным этно-политическим интересам «находили» во многих местах Северного Кавказа. Однако большинство историков сходятся на том, что Маас находился на территории современной Карачаево-Черкесии, недалеко от знаменитого курортного места Архыз. Здесь в долине реки Зеленчук расположилось древнее городище, и стоят знаменитые аланские храмы, в том числе и кафедральный собор древней Аланской епархии.
Этот кафедральный собор – один из ярких примеров абхазо-осетинского общения. В его постройке очевидно принимали участие и абхазские мастера. Дело не только в том, что византийского стиля храмы в верховьях Кубани и Зеленчука, относящиеся к X-XI вв., очень сходны с храмами Абхазии – Лыхненским, Моквским и Пицундским. Путь христианства в Аланию пролегал через Абхазию, и этот факт зафиксирован письменно. Константинопольский патриарх начала Х в. Николай Мистик в своем письме царю Абазгии Григорию писал: "Мы узнали от некоторых лиц, которым известна твоя храбрость, что ты, следуя Ученью Божьему, приложил много труда, чтобы просветить правителя Алании и всех тех, которые вместе с ним оказались достойными святого крещения".
Из этого сообщения видно, что Алания приняла христианство в самом начале Х в. и что "непосредственное участие в этом деле принимал правитель Абазгии".
Однако, соседство алан и абхазов было прервано. В 13 веке монголо-татары буквально смели Аланское царство с карты Кавказа, заставив большинство алан покинуть свои земли – они отправились в Европу. Но часть алан сохранилась, укрывшись в горах Большого Кавказского хребта в восточной части Аланского царства. От них и пошли осетины, уже отделенные от абхазов большими расстояниями, но сохраняющие следы былых контактов.
Однако на деле эта близость куда более сильна. Ее можно обнаружить в языковых заимствованиях, фольклере и обрядности, и даже в генетике. Ираноязычие осетин отнюдь не означает, что они – не кавказский народ. С точки зрения антропологии осетины – типичные представители кавкасионного и понтийского типа. А последние генетические исследования говорят о том, что наиболее близкими осетинам народы являются не ближайшие соседи – кабардинцы, ингуши, балкарцы, - а абхазы и шапсуги (один из черкесских субэтносов, живущих на Черноморском побережье).
Объяснение этому факту простое: осетины – потомки ираноязычных алан, которые в течение долгих столетий соседствовали непосредственно с абхазами. Древнюю аланскую столицу Маас в угоду различным современным этно-политическим интересам «находили» во многих местах Северного Кавказа. Однако большинство историков сходятся на том, что Маас находился на территории современной Карачаево-Черкесии, недалеко от знаменитого курортного места Архыз. Здесь в долине реки Зеленчук расположилось древнее городище, и стоят знаменитые аланские храмы, в том числе и кафедральный собор древней Аланской епархии.
Этот кафедральный собор – один из ярких примеров абхазо-осетинского общения. В его постройке очевидно принимали участие и абхазские мастера. Дело не только в том, что византийского стиля храмы в верховьях Кубани и Зеленчука, относящиеся к X-XI вв., очень сходны с храмами Абхазии – Лыхненским, Моквским и Пицундским. Путь христианства в Аланию пролегал через Абхазию, и этот факт зафиксирован письменно. Константинопольский патриарх начала Х в. Николай Мистик в своем письме царю Абазгии Григорию писал: "Мы узнали от некоторых лиц, которым известна твоя храбрость, что ты, следуя Ученью Божьему, приложил много труда, чтобы просветить правителя Алании и всех тех, которые вместе с ним оказались достойными святого крещения".
Из этого сообщения видно, что Алания приняла христианство в самом начале Х в. и что "непосредственное участие в этом деле принимал правитель Абазгии".
Однако, соседство алан и абхазов было прервано. В 13 веке монголо-татары буквально смели Аланское царство с карты Кавказа, заставив большинство алан покинуть свои земли – они отправились в Европу. Но часть алан сохранилась, укрывшись в горах Большого Кавказского хребта в восточной части Аланского царства. От них и пошли осетины, уже отделенные от абхазов большими расстояниями, но сохраняющие следы былых контактов.