Accessibility links

Чего боятся беженцы?


Могут ли беженцы достигнуть правосудия в суде?
Могут ли беженцы достигнуть правосудия в суде?
ПРАГА -- Может ли критика международных и местных организаций в адрес правительства Грузии улучшить условия жизни беженцев? Министерство по делам беженцев и расселению даже не говорит об этой проблеме. Могут ли беженцы достигнуть правосудия в суде?

Как оказалось, даже в этом случае законодательство на стороне лишь части изгнанных из домов людей, хотя их большинство не хочет обращаться в суд, потому что боится.

Голодать, зашивать рты и таким образом требовать соответствующего к себе отношения- это довольно радикальные методы, на которые пошли выселенные из убежищ беженцы. Но в этой довольно драматической ситуации редко кто говорит о суде. А если журналисты и задают такой вопрос, то ответ со стороны беженцев и многих их защитников один - все равно суд подконтролен власти, и помощи ждать от него не стоит.

А ведь в Грузии действует закон о насильственно перемещенных лицах-беженцах. В седьмой статье этого закона, где описаны “обязанности органов исполнительной власти и местного самоуправления и управления в отношении беженцев”, ясно написано, что соответствующие органы обязаны “представить беженцу перечень населенных пунктов, рекомендованных в качестве места жительства, а также информацию о жилищных условиях и возможностях трудоустройства в этих пунктах; с учетом уровня занятости населения в данном регионе оказать помощь беженцу в трудоустройстве в соответствии со специальностью и квалификацией.”

Судя по всему, при выселении людей мало кто вспоминал об этом законе, да и вообще о правах вынужденно перемещенных лиц.

По словам руководителя ассоциации молодых юристов Тамар Хидашели, к выселению беженцев власти готовились еще до начала этого
Чаще всего они не согласны, потому что боятся иметь дело с министерством
процесса. Именно поэтому, за несколько дней до начала выселения, министр внутренних дел Грузии внес изменение в указ, согласно которому ликвидировали пятидневный срок, который давался выселяемым после предупреждения, чтобы покинуть здание.

Тамар Хидашели говорит, что существует несколько категорий беженцев и подходить к ним приходиться по-разному. Первая - это так называемые новые беженцы, которые не получили от правительства ни компенсацию, ни коттеджи. Следовательно, выселением этих людей власти нарушают закон о беженцах, согласно которому правительство обязано обеспечить их временным убежищем. Хотя порой права беженцев нарушались и при выселении, когда полиция применяла силу.

Закон о насильственно перемещенных лицах можно использовать и относительно второй категории, так называемых старых бежецев, которые своевольно заселились в здания частного сектора. По словам руководителя ассоциации, правительство не сможет увильнуть от ответственности, так как у этих людей не было другого выхода. И в этом случае закон обязывает правительство обеспечить их жильем.

Тамар Хидашели говорит, что ассоциация молодых юристов готова внести иски в суд и предоставить беженцам адвокатов.

“К сожалению, многие беженцы не согласны говорить об этом, а мы не можем начать законопроизводство. Чаще всего они не согласны, потому что боятся иметь дело с министерством. Хотя если у нас будут такие дела, ассоциация молодых юристов готова представлять интересы этой категории беженцев в суде, если это не тот случай, когда у беженца уже есть жилплощадь или они получили компенсацию и по разным причинам истратили”,- говорит Хидашели.

На вопрос, есть ли у беженцев возможность получить жилье, где будут человеческие условия, и продолжать жить в Тбилиси, где
В законе о беженцах и насильственно перемещенных лицах написано, что государство должно обеспечить их жильем
большинство из них проживало до выселения, Тамар Хидашели отвечает, что теоретически это возможно, если они зарегистрированы в Тбилиси. При этом она вновь ссылается на закон о насильственно перемещенных лицах, а также на руководящие принципы, которые не являются юридически обязывающими документами, но которые приняло грузинское правительство. В них указано, что правительство, в меру возможностей, должно расселить беженцев в том же городе, в тех же районах, где они были зарегистрированы.

Еще одна проблема заключается в том, что у многих беженцев нет статуса. В данном случае законодательство на них не распространяется. Следовательно, они не пользуются уступками, которые учитывает закон. Этим пользуются и власти. Беженцам говорят, подождите, сначала мы вас куда-нибудь заселим, а уже после этого дадим статус.

Юрист из центра по правам человека Ника Легашвили недоумевает, почему беженцам статус собираются дать в 2010 году, ведь после войны, когда они вынуждены были покинуть свои дома, прошло два года.

“В законе о беженцах и насильственно перемещенных лицах написано, что государство должно обеспечить их жильем, но нет никакой площади. Некоторые из них даже находятся на улице. Они живут на стройках, и если государство этого не делает, то оно нарушает законодательство, а тот чиновник, который не делает этого, совершает уголовное преступление”,- говорит Легашвили.

Ника Легашвили, как и Манана Кобахидзе, руководитель другой организации "42 статья конституции", говорит, что беженцы не обращаются за помощью или часто отказываются от нее. Юристы говорят, что причиной этому является страх.
XS
SM
MD
LG