Accessibility links

Томас Хаммарберг доложил о ситуации в Грузии


В этих поселках живут люди, бежавшие из Южной Осетии и Кодори после августовской войны
В этих поселках живут люди, бежавшие из Южной Осетии и Кодори после августовской войны
ТБИЛИСИ---Неподалеку от Гори вдоль центральной автотрассы, соединяющей Западную Грузию с Восточной, тянется вереница одноэтажных, построенных по типовому проекту, домиков с красными крышами.

Они, как солдаты одной роты, выстроены в ровные ряды. Посторонний человек там может легко потеряться, не найдя между домами никакой разницы.

В этих поселках живут люди, бежавшие из Южной Осетии и Кодори после августовской войны.

Получили они свои названия от находящихся неподалеку старых грузинских деревень, вроде Церовани или Шавшвеби. Но сами жители разные уголки поселения разделяют по названиям своих родных сел – Курта, Эредви, Ачабети.

Положение жителей этих поселений стало одной из тем в ежегодном докладе комиссара Совета Европы по правам человека Томаса Хаммарберга.

По его утверждению, несмотря на то, что дома были выстроены во впечатляюще быстрые сроки, проекты оказались не вполне удовлетворительными, из-за чего жителям часто приходится сталкиваться с бытовыми проблемами, к примеру, с отсутствием туалетов и ванн, или с постоянно протекающими крышами.

Но, как пишет Хаммарберг, основной проблемой жильцов остается нехватка продовольствия. Проще говоря, там встречаются люди, которым нечего есть.

“[…] Жители некоторых новых поселений имеют ограниченный доступ к снабжению продуктами питания, в основном из-за отсутствия наличных денег (что связано, помимо прочего, с весьма ограниченными возможностями получения средств к существованию), больших расстояний до ближайшего рынка и ограниченного доступа к обрабатываемой земле и/или отсутствия воды для орошения”, - говорится в докладе Хаммарберга.

Комиссар отмечает, что подобные проблемы удалось решить, например, в Церовани, где власти основали административные органы, открыли малые предприятия и школу.

Проблемы с едой есть и в грузинских селах, расположенных вдоль административной границы, пишет Хаммарберг.

Уже два года многие проживающие там люди не могут попасть на свои сельскохозяйственные угодья, которые после войны оказались по ту сторону российских пропускных пунктов. Для многих из них урожай с нескольких яблонь был единственным источником дохода.
Хаммарберг отмечает и проблему с доступом к медицинскому обслуживанию.

Из доклада: “Многие жители рассказывают, что они не могут заплатить за лекарства. […] Жители этого региона постоянно выражают потребность в психологической помощи. Органы власти и международное сообщество должны принять более решительные меры для удовлетворения этих потребностей”.

Во время одной из встреч с региональным руководством Шида Картли Хаммарберг посоветовал им оказывать больше социальной помощи населению приграничных сел. Комиссар отмечает, что власти уже приступили к выполнению этой рекомендации и перераспределили бюджетные расходы региона.

Говоря о Южной Осетии, Хаммарберг называет проблемы, которые де-факто создают местному гражданскому обществу.

В докладе описывается июльский инцидент с активистом Темуром Цховребовым. Его избили в Цхинвали после того, как на одной из встреч за рубежом, он подписал призыв к участникам Женевских дискуссий перестать политизировать переговорный процесс и начать решать реальные проблемы.

После этой встречи всем участникам с цхинвальской стороны начали поступать угрозы, в том числе и от представителей де-факто властей, говорится в докладе Хаммарберга.

“Комиссар активно поддерживает работу, направленную на укрепление доверия и защиту прав человека, которая проводится организациями гражданского общества всех сторон и другими участниками. Он сожалеет о физическом нападении на Тимура Цховребова и призывает де-факто власти осуществить прямые действия по предупреждению давления, угроз и нападений такого рода”, - сказано в докладе комиссара Совета Европы по правам человека.
XS
SM
MD
LG