СУХУМИ---На днях я наткнулся в №41 московской газеты «Аргументы неделi» на маленькую заметку без подписи под заголовком «Саакашвили выказывает признаки гениальности». «Вся Грузия, – сообщалось в ней, – в последние дни бурно обсуждает неожиданную новость. Правительство страны начало активно лоббировать переселение южноафриканских буров на территорию Грузии… Власть в бывшей стране апартеида переменилась, и теперь белых там обижают многочисленные негритянские племена. Министр Грузии по делам диаспор недавно нанес визит в ЮАР и подписал с фермерами меморандум о взаимопонимании. Африканерам обещают в Грузии лучшие земли и золотые горы. Пока речь идет о переселении 41 тысячи бурских семей».
Такое пополнение «свежей кровью», рассуждает газета, было бы весьма не лишним для Грузии, которая, как и Россия, испытывает серьезные демографические проблемы, грузины продолжают уезжать со своей родины.
В какой-то момент, признаюсь, я подумал: а не газетная ли это «утка»? Хотя «Аргументы неделi» – вроде бы вполне солидное издание, а до первого апреля еще далеко… А, может, пришло в голову, это было сочинено в отместку за подхваченную с таким удовольствием и легковерием на одном из грузинских сайтов «мульку» некоего шутника-блогера про «новый броненосец «Потемкин»: «Фрегат «Гетьман Сагайдачний» вышел из подчинения ВМФ Украины. Команда протестует против усиления русского языка в Украине, против цензуры в СМИ, против сползания Украины к тоталитаризму. Корабль поднял флаг НАТО и движется на юго-восток, предположительно в грузинский порт Батуми. Береговая охрана России, Украины и Абхазии уже поднята по тревоге». В итоге через «Интерфакс» командованию ВМС Украины пришлось официально сообщать, что «Гетьман Сагайдачний» “в настоящее время осуществляет плановую постановку в один из доков Севморзавода в Севастополе».
Или взять такую информацию, появившуюся в грузинских интернет-изданиях: людей из сел, пострадавших от разгула стихии в районе Туапсе, собираются, мол, заселить в Абхазию. Ссылка, разумеется, на некие неофициальные источники… Глупость, конечно, полная: зачем этим людям куда-то перебираться, а не восстанавливать жилье на прежнем обжитом месте? В Абхазии, конечно, о подобных планах не слышали. Но ведь, пожалуй, было бы даже странно, если б она не появилась на этих сайтах: такой подходящий повод, тут уже не о мыслях о правдоподобии…
Но вернемся к бурам. Пустившись в интернет-поиски, я быстро убедился, что это отнюдь не «утка». В октябре по грузинскому ТВ был показан подробный сюжет о планах переселения белых фермеров-буров из ЮАР в Грузию. Кроме интервью с бурами и репортажа из ЮАР, демонстрировались и кадры пребывания буров в Грузии и подписание в конце августа 2010 года меморандума о сотрудничестве между правительством Грузии и организацией фермеров ЮАР, объединяющая 41 тысячу семей буров (вот откуда взялась эта цифра), или около 150 тысяч человек. Выступивший по грузинскому ТВ представитель этой организации заявил, что правительство ЮАР заставляет белых фермеров передать безвозмездно 30% их земель чернокожим. Но чернокожие фермеры ничего не производят и не хотят производить. Говорил он и о проблеме безопасности. Примечательно, что во времена апартеида, с 1948 года по 1994 в Южной Африке произошла 21 тысяча убийств. Причем большинство гибло в результате межнегритянских столкновений; в столкновениях же с полицией «режима апартеида» погибло за все эти годы лишь 518 человек. А с 1994 года по 2010 вследствие разных видов насилия в ЮАР погибло 174 тысячи человек. Сегодня гибнет 35 тысяч человек в год – ужасающая цифра!
В общем, снова, как когда-то во время англо-бурской войны конца 19 века, стали актуальными слова песни: «Трансвааль, Трансвааль, страна моя, ты вся горишь в огне!». Напомню, что та давняя война прославила буров во всем мире. Потомки голландских, в основном, а также французских и немецких колонистов на юге Африки («бур» по старо-голландски значит «крестьянин»), селившиеся там с 17 века и создавшие республики «Трансвааль» и «Оранжевая», оказали отчаянное сопротивление находившейся на пике могущества Британской империи. Из множества стран на помощь им ехали добровольцы. Кстати, в 1992-93 годах защитники Абхазии любили сравнивать добровольцев, приехавшим им на помощь, с теми добровольцами столетней давности.
С начала 20 века более употребляемым стало слово «африканеры», бурами же среди них сегодня называют сельских жителей, фермеров. Их отличительными чертами считаются трудолюбие и консервативный уклад жизни. Всего африканеров около трех миллионов, и они составляют сейчас около 70 процентов белого меньшинства в ЮАР. Лет пятнадцать назад их было 60 процентов, но англоязычные белые после наступления в стране периода теперь уже «черного» расизма мигрируют из ЮАР. Теперь, видно, пришел черед и африканеров.
Министр по делам диаспор говорит, что Грузия готова принять всех белых фермеров ЮАР, бесплатно наделить их землей и максимально упростить получение всех необходимых документов. Предполагается, что, как и на родине, буры в Грузии будут заниматься виноделием и животноводством. Первый фермер из ЮАР Вильям де Клерк уже получил грузинское гражданство.
В грузинском обществе многие восприняли возможный приезд трудяг-буров с энтузиазмом. Но не все. Идеологический секретарь Лейбористской партии Георгий Гугава заявил на пресс-конференции, что режим продолжает политику "языкового и культурного истребления грузинской самобытности… Решение о переселении семей фермеров из Южной Африки служит интересам врагов нашей страны - оставить Грузию без грузин".
Надо сказать, что подобная ситуация существует и в Абхазии: с одной стороны, нехватка рабочих рук, из-за чего у нас появилось немало строителей -узбеков и других гастарбайтеров, с другой, – угроза утраты национальной самобытности. Поэтому мне стало интересно узнать, что думают мои знакомые сухумцы о неожиданном проекте в Грузии.
Вот что сказал известный предприниматель, работавший в свое время министром сельского хозяйства Абхазии, Джемал Эшба: «Я мало верю, что этот проект осуществится. Но его возникновение и споры вокруг него в Грузии свидетельствуют о том, что с прежней тенденцией – борьбы за «этническую чистоту» общества – там столкнулись новые тенденции – глобализации и вестернизации. Кстати, язык африканеров – это почти что голландский, а жена Саакашвили – голландка. Может, это тоже сыграло роль. Что касается Абхазии, то у нас в селе рабочих рук хватает, но для современного сельского хозяйства необходимо, чтобы на гектар приходилось на пять-шесть тысяч долларов техники, а у нас до этого очень далеко».
Другой собеседник, пенсионер Александр Агрба, высказал недоумение: «В Грузии не могут обеспечить жильем и работой своих же, грузин, которые стали перемещенными лицами. Да, понимаю, те, в основном, не хотят заниматься сельским трудом, а хотят заниматься мелкой торговлей в Тбилиси. Но все равно, не правильней ли потратить деньги на то, чтобы такие, как Нана Пипия, не устраивали самосожжение в Тбилиси, чем выделять огромные средства на обустройство буров? А еще ведь нужны время и деньги на адаптацию буров на новом месте. И не столкнутся ли они там с теми же проблемами, что и в Африке: грабежом, нападениями?».
И, наконец, третий, пожелавший остаться неизвестным, сказал: «А не перехватить ли нам этих самых буров, чтоб они к нам приехали? К примеру, в Очамчырском районе немало земли пустует…»
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
Ранее по теме
Самое популярное
1