Accessibility links

Грузинские НПО поделились с Якобашвили замечаниями


Главный гость этих встреч, госминистр по вопросам реинтеграции Темур Якобашвили, вначале в парламенте, а затем и на встрече с членами неправительственных организаций, пытался объяснить суть новых правил
Главный гость этих встреч, госминистр по вопросам реинтеграции Темур Якобашвили, вначале в парламенте, а затем и на встрече с членами неправительственных организаций, пытался объяснить суть новых правил
ТБИЛИСИ---Новые правила для неправительственных организаций в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия стали темой двух встреч в Тбилиси. Главный гость этих встреч, госминистр по вопросам реинтеграции Темур Якобашвили, вначале в парламенте, а затем и на встрече с членами неправительственных организаций, пытался объяснить суть новых правил, истекающих из «Государственной стратегии относительно оккупированных территорий» и соответствующего плана осуществления этой стратегии. Причем, госминистр недоумевал, почему эти правила вызвали столь негативную реакцию со стороны части общества.

До сих пор постановление, контролирующее деятельность неправительственных организаций в Абхазии и Южной Осетии, не известно широким слоям общества. Однако те организации, которые уже ознакомились с документом, говорят, что он помешает им в работе.

«Правила осуществления деятельности на оккупированных территориях Грузии» были приняты 13 октября. Отныне проекты этих организаций будут осуществляться путем консультаций с аппаратом госминистра по вопросам реинтеграции Грузии.

Та организация, которая будет осуществлять проект в этих регионах, обязана раз в полгода представлять отчет о своей деятельности, а термины, используемые в проектах, должны соответствовать общепринятым в Грузии.

На состоявшейся первого ноября встрече представители неправительственных организаций пытались выяснить, что конкретно регулирует это постановление. Как говорит Тамар Хидашели, руководитель Ассоциации молодых юристов, в офисе которой проходила встреча, конкретные ответы о том, какого рода деятельность регулирует постановление, они не услышали ни от госминистра, ни от представителей юридического департамента министерства. Она говорит и то, что текст постановления не соответствует закону об оккупированных территориях, который ограничивает лишь экономическую деятельность. А этот документ ограничивает деятельность любого рода. По словам Хидашели, после того, как НПО огласили свои замечания, со стороны Темура Якобашвили они получили предложение представить свои формулировки аппарату госминистра по вопросам реинтеграции:

«Конечно, со стороны неправительственных организаций были высказаны и общие замечания о том, что это постановление - не что иное, как контроль осуществляемой организациями деятельности. В данном случае, позиция министерства осталась неизменной, он сказал, что это не контроль, просто правительство пытается что-то регулировать».

Редактора Института по освещению войны и миру Георгия Купатадзе смущает один из пунктов постановления о том, что в проекте должно быть четко представлено, насколько он ценен по сравнению с другими проектами. Купатадзе считает, что такой регуляции не должно быть, наоборот, для укрепления доверия нужно содействовать осуществлению как можно большего количества проектов. Хотя главную проблему он видит не в технической, а в политической стороне постановления:

“Главное - как это будет осуществляться и какие проблемы создаст непосредственно на практике. Будет ли это использоваться для того, чтобы препятствовать осуществлению каких-то проектов по политическим соображениям или, наоборот, для каких-либо политических целей и заявлений. И то, и другое создаст определенные проблемы, а в первую очередь, подорвет доверие между организациями, которые многие годы сотрудничают друг с другом. И создаст определенные трудности в том числе, потому что руководства самопровозглашенных республик могут у себя препятствовать осуществлению этих проектов, исходя из того, что они одобрены грузинским руководством”.

По словам конфликтолога Пааты Закареишвили, проблемы возникли после того, как грузинская сторона перестала рассматривать абхазов и осетин как сторон в конфликте, оставив таковой лишь Россию. Соответственно, международные организации будут работать не с абхазами и осетинами, а с оккупированными территориями.

----------------------------------------
Наш корреспондент Нонна Суварян смогла поговорить с госминистром Грузии по реинтеграции Темуром Якобашвили.

Эхо Кавказа: Более двух часов продолжалась встреча. И была довольно горячая дискуссия. Договорились ли вы с НПО?

Темур Якобашвили: Целью встречи были обмен мнениями и ознакомление НПО с тем, что делает правительство, как и для чего. У нас была очень интересная дискуссия. Мы дали исчерпывающие ответы на все поставленные вопросы и выразили готовность выслушать не только их аргументы, но и пожелания в письменной форме. Я думаю, это нормальный процесс взаимодействия в демократическом обществе. Кстати, все это было расписано в нашем документе - что мы приветствуем такие встречи. Это была очень нужная, своевременная и очень благотворная встреча.

Эхо Кавказа: Мы говорили с участниками этой встречи. Вы готовы изменить некоторые моменты в документе после дискуссии.

Темур Якобашвили: Там были какие-то моменты, которые, по их мнению, требуется уточнить, чтобы не было разных интерпретаций. После того, как мы получим от них письменные соображения, мы посмотрим, насколько реально это можно сделать. Этот документ является открытым, его можно менять по ходу развития ситуации. И если будут какие-то предложения, которые можно принять, мы обязательно примем.

Эхо Кавказа: Постоянно звучит со стороны части нашего общества, что это постановление устанавливает контроль за деятельностью международных и местных организаций…

Темур Якобашвили: Те, кто говорят об этом, не имеют представления, о чем они говорят. Пусть они почитают закон, а не постановление. Или почитают оба вместе.

Эхо Кавказа: Что меняет это постановление? Сейчас будет рассматривать ваше министерство, до этого…

Темур Якобашвили: До этого все эти проекты, которые осуществляются на оккупированных территориях, должны были быть вопросом рассмотрения Кабинета министров. Кабинет принял постановление, что этим будет заниматься одно министерство, наше министерство, и в определенных сроках. То есть, мы убрали бюрократическую процедуру и установили срок принятия решений. И если не будет никакого решения, тогда ответ автоматически считается положительным.

Эхо Кавказа: Что касается выезда людей, проживающих в Абхазии и Южной Осетии за пределы Грузии… Им для этого нужны или иностранные грузинские паспорта, или нейтральные документы. Насколько это реально? Не сузит ли это шансы людей выехать за пределы?..

Темур Якобашвили: Это никак не скажется… Если кто-то захочет демонизировать тех людей, которые получат эти нейтральные документы, это не будет работать. В этой демонизации будут свои противодействия внутри общества. Если я был бы, например, абхазским сепаратистом, и у меня был бы выбор взять русский паспорт и путешествовать, или документ, который нейтрален… Думаю, что все таки нейтральный документ лучше, чем русский паспорт. Почему это вызывает такие горячие споры, мне не совсем понятно. Потому мы и вводим нейтральные паспорта, чтобы, если у кого-то есть другие политические соображения, они могли бы свободно передвигаться, и не было бы у них обязательной частью получение грузинского паспорта.

Эхо Кавказа: Вы не считаете, что в какой-то степени может сократиться поток тех людей, которые желают участвовать в форумах международных организаций?

Темур Якобашвили: Он может сократиться на какой-то промежуток времени, но в конечном итоге я не думаю, что он сократится. И самое главное - чтобы такая возможность была не только у двадцати человек, которые ездят отсюда и оттуда на разные встречи, но чтобы ею пользовалось бы большое количество населения.

Эхо Кавказа: Последний пункт постановления касается того, что любая финансовая операция должна осуществляться в соответствии с законодательством Грузии. Все денежные перечисления должны происходить через банки в Тбилиси?

Темур Якобашвили: Через тот банк, который получит регистрацию там с нашего одобрения.

Эхо Кавказа: То есть, какой-то банк, например, в Абхазии получит разрешение?

Темур Якобашвили: Какой-то банк получит от правительства разрешение зарегистрироваться на оккупированных территориях, и чтобы денежные переводы осуществлялись через этот банк. А сейчас это происходит так: диким образом люди носят чемоданами деньги. Уже в XXI веке такие вещи - немного атавизм.
XS
SM
MD
LG