НАЗРАНЬ---Технология, посредством которой у подозреваемых из Ингушетии выбивают нужные показания, отработана давно. Задержанных просто вывозят из республики в соседние регионы и там держат в изоляции, не допуская к ним адвокатов. После некоторого перерыва эта практика вновь стала использоваться силовыми структурами.
Продолжается расследование теракта 9 сентября на рынке Владикавказа. По данному делу уже задержано более 10 жителей Ингушетии, ещё, как минимум, два человека, подозреваемые в причастности к этому преступлению, убиты при попытке их задержания. Очевидно, что следственные органы определились с территорией поиска подозреваемых. Однако всё чаще стали поступать жалобы на незаконность тех методов, которые используют силовики при проведении следственных действий.
17 ноября в ПЦ «Мемориал» с заявлением обратился отец Ислама Хашагульгова, задержанного сотрудниками ФСБ в своём доме 8 октября. Хашагульгов был доставлен в г. Владикавказ и помещён в следственный изолятор. Его подозревают в причастности к организации теракта. Для защиты его интересов родственники пригласили адвоката, однако следователь не допускает его к своему подзащитному, объясняя это тем, что у Хашагульгова уже есть адвокат, назначенный следствием. С аналогичной ситуацией столкнулся адвокат Хизира Даурбекова. Хизира задержали в Воронежской области 27 октября и этапировали в Северную Осетию. Только 16 ноября его адвокату через суд удалось добиться своего законного права встретиться с подзащитным.
Есть опасение, что следственная бригада, желая поскорей раскрыть резонансные преступления, не особо церемонится с соблюдением всех законных формальностей. Похожая ситуация была уже в 2004-2005 годах. Тогда для раскрытия нападения боевиков на Ингушетию и захвата заложников в г. Беслан был создана следственная бригада Управления генпрокуратуры на Северном Кавказе под руководством Константина Криворотова. Подозреваемых, в основном жителей Ингушетии, вывозили в Осетию, при этом как и сейчас, родственников не сразу уведомляли о местонахождении их близких, а независимые адвокаты не могли своевременно получить допуск к своим подзащитным. Задержанные формировались в группы по несколько человек, и их дела передавались в суды. В основу вины подсудимых были положены признания, сделанные ими ещё на этапе предварительного следствия.
По свидетельствам адвокатов и заявлениям родственников, признания добивались под пытками. Людей осуждали на большие сроки, а следователи отчитывались перед центром о посадке очередной партии «боевиков». Но после того, как несколько подозреваемых были оправданы судом присяжных по причине слабой доказательной базы, а несколько подозреваемых не дожили до суда из-за нанесённых травм или острой сердечной недостаточности, о незаконных методах следственной бригады стали всё чаще писать в прессе.
В 2006 году Криворотов был отстранён, а сама следственная группа снизила свою активность. Вооружённое подполье в Ингушетии за это время только пополнило свои ряды и ещё больше радикализировалось. К слову сказать, недоработки той следственной бригады сказываются до сих пор. Вот уже три года длится судебный процесс по так называемому делу «12». Двенадцать подсудимых, обвиняемых в причастности к НВФ и участии в нападении на Ингушетию в 2004 году, в течение 5 лет ожидают разрешения своей участи. В 2007 году начался судебный процесс по их делу. Дело рассматривалось судом присяжных. Когда стало понятно, что собранные следствием доказательства могут не убедить присяжных в виновности подсудимых, суд под различными надуманными предлогами стал затягиваться. В 2008 году Госдума, по предложению президента Медведева, отменила суд присяжных при рассмотрении дел о терроризме, организации незаконных вооруженных формирований и по другим тяжёлым статьям. Дело «12», решением Верховного суда Ингушетии, было передано для рассмотрения в составе трёх судей Верховного суда, а когда стало ясно, что набрать трёх судей для рассмотрения этого дела большая проблема, дело и вовсе передали на рассмотрение в Ставропольский краевой суд. В настоящее время слушания по этому делу проходят на территории СИЗО г. Пятигорск. Слишком сложную и сомнительную, с точки зрения законности, пришлось придумать комбинацию, чтобы исправить топорную работу бригады «Криворотова и К.»
Cейчас следствие по делу теракта на рынке в г. Владикавказ может повторить ошибки своих предшественников. Достаточно сказать, что задержано уже два основных организатора этого теракта: Исса Хашагульгов задержан в г. Карабулак 25 сентября и в настоящее время содержится в следственном изоляторе «Лефортово». О том, что Хашагульгов является организатором теракта, заявил в середине октября директор ФСБ Бортников. О задержании второго, Юсупа Дзангиева, пресс-служба ФСБ объявила 18 ноября. Он был задержан накануне в ходе спец операции в ст. Орджоникидзевская. Ещё, как минимум, два человека содержится в изоляторе «Лефортово» и не менее 10 в СИЗО г. Владикавказ. Недостатка в подозреваемых нет. Хотелось бы верить в то, что хорошо обстоят дела и с собранной доказательной базой вины задержанных.
Ранее по теме
Самое популярное
1