Accessibility links

Политическое сальто-мортале Михаила Саакашвили


В политике нет друзей, нет ценностей, а есть интересы?
В политике нет друзей, нет ценностей, а есть интересы?
ПРАГА---«Некруглый стол» ведет главный редактор радио «Эхо Кавказа» Андрей Бабицкий.

Зхо Кавказа: Президент Грузии Михаил Саакашвили поздравил президента Белоруссии Александра Лукашенко с победой на президентских выборах. Участники дискуссии: из Тбилиси – Давид Дарчиашвили, председатель парламентского комитета по евроинтеграции, Тенгиз Пхаладзе – председатель международного Центра геополитических исследований, и из Минска - Валерий Карбалевич, политолог. Давид Дарчиашвили, когда-то мы с Вами обсуждали поездки грузинских оппозиционеров в Москву, и тогда Вы согласились с утверждением, что такого рода визиты указывают на солидарность этих грузинских политиков с тем, что делается в России, с внутренней политикой российских руководителей – Владимира Путина и президента Медведева, с которыми оппозиционеры встречаются. Вам не кажется, что в данном случае, когда Михаил Саакашвили поздравляет Лукашенко, имеет место примерно та же логика? Михаил Саакашвили в общем солидаризуется с тем, что глава белорусского государства делает, с тем, как он обращается с собственной оппозицией?

Давид Дарчиашвили: Вы знаете, как Михаил Саакашвили, так и Лукашенко, так и президент Обама также, или президент Египта, и президенты европейских стран, или премьер-министры, они являются главами государств, и международные отношения пока что определяются взаимоотношениями между государствами. Так обстоят дела на протяжении веков. И это не надо игнорировать, потому что эти люди представляют не просто себя, и какие-то свои симпатии и антипатии, а обращают внимание на то, какими будут отношения между народами, между государствами. Насколько эти взаимоотношения будут адекватны ожиданиям и потребностям безопасности, как национальной безопасности, так и региональной и международной... Из этого нужно исходить в первую очередь. Конечно, очень важно, чтобы демократические процессы совпадали бы и с вопросами, связанными со стабильностью и безопасностью. В целом, они совпадают, но иногда они не совсем гармонично соприкасаются друг с другом.

Эхо Кавказа: Давид, спасибо. И у меня вопрос в Минск. Валерий, скажите, есть ли ощущение досады, горечи, есть ли у оппозиции чувство, что вот, молодая грузинская демократия пожертвовала своим союзником?

Валерий Карбалевич: Да, действительно, в политике Грузии произошел диаметральный поворот, просто такое политическое сальто-мортале. Потому что ведь Саакашвили был символом цветных революций, антиавторитарных, демократических, и в 2006 году в период предыдущих президентских выборов он фактически призывал белорусскую оппозицию бороться. Белорусские спецслужбы показывали по телевизору, как грузинские боевики приехали в Минск помогать оппозиции делать революцию. А сегодня все поменялось. Так грузинская делегация, которая приехала в Минск, она «априори» приехала признать выборы вне зависимости от того, как они пройдут, и это поздравление означает солидарность с Лукашенко, и как бы демонстрирует позицию, занимаемую ОБСЕ, Западом, всем европейским общественным мнением.

Эхо Кавказа: Тенгиз Пхаладзе, Давид Дарчиашвили сказал, что (я так склонен резюмировать им высказанную мысль) и тиран, будучи главой государства, представляет собственный народ, и потому его нельзя игнорировать. Тем не менее, на сайте господина Лукашенко содержатся поздравления в основном от государств, которых в симпатиях к демократии не принято подозревать. Вы тоже считаете, что нельзя игнорировать Лукашенко, поскольку он представляет интересы белорусского народа?

Тенгиз Пхаладзе: В первую очередь, я бы не стал драматизировать события. Речь идет о телефонном разговоре, а не о заявлении правительства Грузии. То есть состоялся телефонный разговор…

Эхо Кавказа: Извините, Тенгиз. Это да, это ведь, на самом деле, не первый контакт между Лукашенко и Саакашвили, дружеские объятия были распахнуты довольно давно.

Тенгиз Пхаладзе: Нет, не первый контакт, естественно, потому что Белоруссия - это государство, с которым у нас есть отношения и на уровне президентов, и на других уровнях. То есть это не вызывает вопросов. А мы обсуждаем то, что состоялся телефонный разговор и прозвучала вот та фраза, и она была основана на заявлениях белорусских властей. Я хочу напомнить и подчеркнуть, что, пока не произошли те трагические события, абсолютно другие заявления звучали со стороны международных наблюдателей. Но то, что произошло потом, этому Грузия оценку еще не давала, и Министерство иностранных дел заявило очень четко, что Тбилиси очень внимательно следит за развитием событий в Белоруссии. Грузия является страной-членом ОБСЕ, и, естественно, для нас очень ценны те принципы… И принципам демократии Грузия верна до конца. Поэтому я не думаю, что стоит драматизировать эти события…

Эхо Кавказа: Спасибо, Тенгиз. Мне кажется, что поскольку разговор все-таки состоялся после разгона оппозиции, и Михаил Саакашвили по этому поводу ничего не сказал, но поздравил Александра Лукашенко, то, в общем, оценка и этих событий в его словах косвенным образом содержалась. Может быть, я не прав. Давид Дарчиашвили, означает ли сказанное вами в начале нашего «Некруглого стола», что в политике нет друзей, нет ценностей, а есть интересы?

Давид Дарчиашвили: Вы знаете, сказанное означает только одно: что политика и вообще человеческие отношения не черно-белое, и искать на земле абсолютную правду - пустая трата времени. Как было между людьми, так и останется. Но главное одно: с одной стороны - да, конечно, межгосударственные отношения очень важны, и нужно все взвешивать сто раз, прежде чем сделать шаг. Но, с другой стороны, если кто-то будет обвинять Грузию в двойных стандартах, то давайте, или Радио Свобода, или международные организации и их представители задумаются, насколько взаимоотношения с Россией международного сообщества, или отношение к ней международных неправительственных структур адекватны российской политике. В 2008 году агрессию осуществляла не Белоруссия, а Россия. Это Россия с легкостью попирает территориальные интересы или международное право, а не Белоруссия. Это тоже очень многое значит для страны, для людей, для общества, и для прав человека.

Эхо Кавказа: Спасибо, Давид. Я думаю, что в отношении России и двойных стандартов Вы абсолютно правы, но, как мне кажется, это не дает оснований никому действовать в соответствии с этой же логикой. Валерий Карбалевич, у меня последний вопрос. Три с половиной миллиарда долларов Белоруссия не получит. Европейский союз не выделит ей кредит. Появляется ли у России возможность купить у Белоруссии на фоне такого финансового обвала признание Абхазии и Южной Осетии?

Валерий Карбалевич: Я думаю, что вряд ли, потому что все-таки Лукашенко рассчитывает продолжать балансировать между Россией и Западом. Если сейчас произойдет признание, то тогда западное окошко закроется гораздо более плотно, чем сейчас. Я думаю вряд ли пойдет на это.
XS
SM
MD
LG