ВЛАДИКАВКАЗ---В минувшую субботу в Назрани прошёл вечер памяти писателя Идриса Базоркина. Организовали вечер несколько неправительственных организаций. Президент общественной организации «Кавкасиони» Аслан Кодзоев подчеркнул, что власти не имеют никакого отношения к этому мероприятию.
Идриса Базоркина в Ингушетии называют классиком национальной литературы. Сын полковника царской армии Муртуза Базоркина и француженки Мариэтты Грацци сполна разделил драматическую судьбу своего народа.
В раннем детстве Идрис потерял отца - сына генерала царской армии, верой и правдой служившего царю, потому и не признавшего революцию 1917 года. Муртуз Базоркин эмигрировал в Турцию в 1924 году, и позднее скончался в Персии. Чуть позже Идрис лишился и матери. Он заявил себе, как о литераторе в ранней молодости. Окончив Владикавказский педагогический техникум, работал учителем. В эти годы Базоркин составил первый учебник ингушского языка. А первый его рассказ под названием «Несчастье» был опубликован в 1928 г. в газете «Сердало». Первый сборник Базоркина («Певец») увидел свет в 1934 году, и в том же году он стал членом Союза писателей СССР. Спустя 10 лет семья Базоркиных, как и другие ингуши, была выслана в Казахстан. Тема депортации станет ключевой в творчестве писателя. Народное признание пришло к Идрису Базоркину после публикации романа «Из тьмы веков» в 1968 году.
Поклонники творчества Идриса Базоркина собрались в небольшом зале, вместившем около 100 человек. В основном это были люди старшего поколения. Вечер памяти начался с показа документального фильма «Къонах» («Настоящий мужчина»). На экране - черно-белые кадры кинохроники. Вот заснеженные эшелоны с шумом проносятся по железной дороге, увозя тысячи людей из родных аулов. Я обратила внимание, как сидящая в зале дочь Идриса Базоркина Аза, пережившая маленьким ребенком депортацию 1944 г., при виде этих мрачных кадров судорожно стала прижимать к себе свою белокурую внучку, будто опасалась разлучиться с ней. Тема депортации более чем болезненная для ингушей, и спустя годы боль и обида не уменьшаются. У сидящего слева от меня смуглого широколицего мужчины по щекам потекли слезы.
После демонстрации фильма выступили деятели культуры и искусства. Они размышляли о большой роли Идриса Базоркина в их творческой судьбе. Жизнь ингушского писателя была неразрывно связана с Северной Осетией. Здесь он родился и жил. Многолетняя дружба связывала его с осетинским писателем Борисом Гусаловым. Воспоминания о своем друге Борис Гусалов предвосхитил цитатой из хадисов пророка Мохаммада:
«Аллах создал людей разными племенами не для того, чтобы они не познавали друг друга и ненавидели. А для того, чтобы люди, познавая друг друга, возлюбили друг друга. И познавать надо. Мы тысячелетиями живем рядом, ингуши и осетины, но друг друга еще не знаем», - обратился Гусалов к присутствующим. Его слова были встречены одобрительно.
Борис Гусалов отметил, что Идрис Базоркин работал в условиях несвободы: «Он должен был служить социалистическому реализму. Если бы у него была свобода, он был бы счастлив сказать то, что у него было на душе. Но и то, что он успел сказать - все это тоже замечательно».
Писателя Базоркина советская власть не жаловала. Его произведения на определенном этапе перестали выходить в свет. В 1984-ом в знак протеста он отправляет в Политбюро ЦК КПСС свой партбилет. В 1992-ом сотрудники спецслужб изъяли личный архив писателя. По всей видимости, безвозвратно. По крайней мере, Аза Базоркина уже отчаялась его вернуть.
«Ко всем обращалась - архив отдайте. Отдайте архив! Ну, хоть то, что от него осталось, отдайте. Не отдают. Надо узнать: может, купить можно. Вот так с протянутой рукой пойду, каждый подаст. И архив будет у нас дома».
Участники вечера подчёркивали, что Идрис Базоркин открыл миру Ингушетию, с любовью рассказал о своём народе. Сегодня таких людей не хватает, пожалуй, всему Северному Кавказу.
Идриса Базоркина в Ингушетии называют классиком национальной литературы. Сын полковника царской армии Муртуза Базоркина и француженки Мариэтты Грацци сполна разделил драматическую судьбу своего народа.
В раннем детстве Идрис потерял отца - сына генерала царской армии, верой и правдой служившего царю, потому и не признавшего революцию 1917 года. Муртуз Базоркин эмигрировал в Турцию в 1924 году, и позднее скончался в Персии. Чуть позже Идрис лишился и матери. Он заявил себе, как о литераторе в ранней молодости. Окончив Владикавказский педагогический техникум, работал учителем. В эти годы Базоркин составил первый учебник ингушского языка. А первый его рассказ под названием «Несчастье» был опубликован в 1928 г. в газете «Сердало». Первый сборник Базоркина («Певец») увидел свет в 1934 году, и в том же году он стал членом Союза писателей СССР. Спустя 10 лет семья Базоркиных, как и другие ингуши, была выслана в Казахстан. Тема депортации станет ключевой в творчестве писателя. Народное признание пришло к Идрису Базоркину после публикации романа «Из тьмы веков» в 1968 году.
Слушать
Поклонники творчества Идриса Базоркина собрались в небольшом зале, вместившем около 100 человек. В основном это были люди старшего поколения. Вечер памяти начался с показа документального фильма «Къонах» («Настоящий мужчина»). На экране - черно-белые кадры кинохроники. Вот заснеженные эшелоны с шумом проносятся по железной дороге, увозя тысячи людей из родных аулов. Я обратила внимание, как сидящая в зале дочь Идриса Базоркина Аза, пережившая маленьким ребенком депортацию 1944 г., при виде этих мрачных кадров судорожно стала прижимать к себе свою белокурую внучку, будто опасалась разлучиться с ней. Тема депортации более чем болезненная для ингушей, и спустя годы боль и обида не уменьшаются. У сидящего слева от меня смуглого широколицего мужчины по щекам потекли слезы.
После демонстрации фильма выступили деятели культуры и искусства. Они размышляли о большой роли Идриса Базоркина в их творческой судьбе. Жизнь ингушского писателя была неразрывно связана с Северной Осетией. Здесь он родился и жил. Многолетняя дружба связывала его с осетинским писателем Борисом Гусаловым. Воспоминания о своем друге Борис Гусалов предвосхитил цитатой из хадисов пророка Мохаммада:
«Аллах создал людей разными племенами не для того, чтобы они не познавали друг друга и ненавидели. А для того, чтобы люди, познавая друг друга, возлюбили друг друга. И познавать надо. Мы тысячелетиями живем рядом, ингуши и осетины, но друг друга еще не знаем», - обратился Гусалов к присутствующим. Его слова были встречены одобрительно.
Борис Гусалов отметил, что Идрис Базоркин работал в условиях несвободы: «Он должен был служить социалистическому реализму. Если бы у него была свобода, он был бы счастлив сказать то, что у него было на душе. Но и то, что он успел сказать - все это тоже замечательно».
Писателя Базоркина советская власть не жаловала. Его произведения на определенном этапе перестали выходить в свет. В 1984-ом в знак протеста он отправляет в Политбюро ЦК КПСС свой партбилет. В 1992-ом сотрудники спецслужб изъяли личный архив писателя. По всей видимости, безвозвратно. По крайней мере, Аза Базоркина уже отчаялась его вернуть.
«Ко всем обращалась - архив отдайте. Отдайте архив! Ну, хоть то, что от него осталось, отдайте. Не отдают. Надо узнать: может, купить можно. Вот так с протянутой рукой пойду, каждый подаст. И архив будет у нас дома».
Участники вечера подчёркивали, что Идрис Базоркин открыл миру Ингушетию, с любовью рассказал о своём народе. Сегодня таких людей не хватает, пожалуй, всему Северному Кавказу.