ВЛАДИКАВКАЗ---В Куртатинском ущелье, в Северной Осетии, возник конфликт между местными жителями и владельцем одного из недавно построенных особняков. Конфликт появился, как считают наблюдатели, на религиозной почве.
В Куртатинском ущелье сосредоточены многие выдающиеся памятники осетинской истории. Они - словно иллюстрации процесса распространения религии в этой части горной Осетии. В ущелье можно встретить древние святилища, но есть и уникальная средневековая церковь Святого Георгия Победоносца, которой в начале XVII века грузинский царь Георгий Х преподнес в дар памятный колокол.
В ауле Дзивгис, по свидетельству историков, в древности был высечен в скале христианский монастырь. В наши дни христианский монастырь уже был открыт вблизи посёлка Фиагдон. Несколько столетий назад, когда среди части феодальной знати Осетии распространился ислам, некоторые фамилии в Куртатинском ущелье приняли мусульманство. Однако историки утверждают, что оно было принято номинально. Поэтому здесь мечетей никогда не было.
Говорит член Духовного управления мусульман Северной Осетии, востоковед Эльбрус Сатцаев: «Дело в том, что эти благородные фамилии принявшие ислам давно, еще до революции 1917 года, переселились на равнину. Свои религиозные ритуалы, видимо, совершали дома. Я не слышал, чтобы в Куртатинском ущелье была мечеть, и документальных подтверждений этому я не встречал».
В последние годы в этом живописном ущелье, зачастую нарушая исторический облик уникальной архитектуры, «новые осетины» начали возводить дачи и коттеджи. Строительство минарета на территории одного из таких частных домовладений в феврале этого года местные жители восприняли как нежелательное для Куртатинского ущелья распространение ислама. Местные жители собрали сход, на котором потребовали от владельца постройки Руслана Рубаева разобрать минарет до конца этого месяца. Руслан Рубаев известен в республике как меценат. Во многом благодаря его усилиям была отреставрирована столетняя мечеть в Беслане. Многие прихожане бесланской мечети подчёркивают его неравнодушие к проблемам общины.
По мнению самого Рубаева, «никакого конфликта нет, и он собирался строить минарет как архитектурно-декоративное сооружение и не более того». Однако позиция куртатинцев остается неизменной: «Минарет должен быть разобран».
Об особенностях религиозных течений осетин рассказывает Эльбрус Сатцаев.
«Осетины, издревле проживающие на Кавказе, являются уникальным народом в плане того, что они исповедуют несколько религий. И эти религии не сейчас нами были приняты. Часть осетин является христианами, часть мусульманами, значительная часть придерживается традиционных верований. И сказать, что в Осетии ислам ущемляется, особенно со стороны властных структур, невозможно. Права мусульман не нарушаются. В исламе в домах и не строят мечети. Мечеть на то она и мечеть, по-арабски – «джамаат», место, где люди собираются по пятницам, мусульмане общаются, обсуждаем, но не в домах у кого-то. Но если кто-то хочет что-то дома строить, то это тоже в исламе не возбраняется, не запрещается, нужно – не нужно. Это право каждого. Но здесь надо смотреть. Хорошо, я это сделаю. А что это вызовет, не навредит ли это моему народу, обществу на данном этапе. Может быть, со временем куртатинцы скажут, а давайте мечеть построим. И с этим нужно считаться».
Исламбек Марзоев, кандидат исторических наук, полагает, что религиозные предпочтения осетин никогда не приводили к конфликтам, наоборот, все конфессии уживались мирно. «Функциональной нагрузки, как я понимаю, он не несет. Использоваться как минарет он, может, и не приспособлен. Как я понимаю, это была блажь хозяина участка, решившего на своем огороде построить нечто, что ублажало бы его взгляд. Не более того».
Мои собеседники отметили, что в Осетии гармонично уживаются все религии, и почвы для конфликта нет. Для исключения же таких бытовых и частных споров в будущем было бы полезно признать на законодательном уровне все ущелья Осетии заповедной зоной и сообща сохранить культурно-историческое наследие нашего единого осетинского народа.
В Куртатинском ущелье сосредоточены многие выдающиеся памятники осетинской истории. Они - словно иллюстрации процесса распространения религии в этой части горной Осетии. В ущелье можно встретить древние святилища, но есть и уникальная средневековая церковь Святого Георгия Победоносца, которой в начале XVII века грузинский царь Георгий Х преподнес в дар памятный колокол.
В ауле Дзивгис, по свидетельству историков, в древности был высечен в скале христианский монастырь. В наши дни христианский монастырь уже был открыт вблизи посёлка Фиагдон. Несколько столетий назад, когда среди части феодальной знати Осетии распространился ислам, некоторые фамилии в Куртатинском ущелье приняли мусульманство. Однако историки утверждают, что оно было принято номинально. Поэтому здесь мечетей никогда не было.
Говорит член Духовного управления мусульман Северной Осетии, востоковед Эльбрус Сатцаев: «Дело в том, что эти благородные фамилии принявшие ислам давно, еще до революции 1917 года, переселились на равнину. Свои религиозные ритуалы, видимо, совершали дома. Я не слышал, чтобы в Куртатинском ущелье была мечеть, и документальных подтверждений этому я не встречал».
Слушать
В последние годы в этом живописном ущелье, зачастую нарушая исторический облик уникальной архитектуры, «новые осетины» начали возводить дачи и коттеджи. Строительство минарета на территории одного из таких частных домовладений в феврале этого года местные жители восприняли как нежелательное для Куртатинского ущелья распространение ислама. Местные жители собрали сход, на котором потребовали от владельца постройки Руслана Рубаева разобрать минарет до конца этого месяца. Руслан Рубаев известен в республике как меценат. Во многом благодаря его усилиям была отреставрирована столетняя мечеть в Беслане. Многие прихожане бесланской мечети подчёркивают его неравнодушие к проблемам общины.
По мнению самого Рубаева, «никакого конфликта нет, и он собирался строить минарет как архитектурно-декоративное сооружение и не более того». Однако позиция куртатинцев остается неизменной: «Минарет должен быть разобран».
Об особенностях религиозных течений осетин рассказывает Эльбрус Сатцаев.
«Осетины, издревле проживающие на Кавказе, являются уникальным народом в плане того, что они исповедуют несколько религий. И эти религии не сейчас нами были приняты. Часть осетин является христианами, часть мусульманами, значительная часть придерживается традиционных верований. И сказать, что в Осетии ислам ущемляется, особенно со стороны властных структур, невозможно. Права мусульман не нарушаются. В исламе в домах и не строят мечети. Мечеть на то она и мечеть, по-арабски – «джамаат», место, где люди собираются по пятницам, мусульмане общаются, обсуждаем, но не в домах у кого-то. Но если кто-то хочет что-то дома строить, то это тоже в исламе не возбраняется, не запрещается, нужно – не нужно. Это право каждого. Но здесь надо смотреть. Хорошо, я это сделаю. А что это вызовет, не навредит ли это моему народу, обществу на данном этапе. Может быть, со временем куртатинцы скажут, а давайте мечеть построим. И с этим нужно считаться».
Исламбек Марзоев, кандидат исторических наук, полагает, что религиозные предпочтения осетин никогда не приводили к конфликтам, наоборот, все конфессии уживались мирно. «Функциональной нагрузки, как я понимаю, он не несет. Использоваться как минарет он, может, и не приспособлен. Как я понимаю, это была блажь хозяина участка, решившего на своем огороде построить нечто, что ублажало бы его взгляд. Не более того».
Мои собеседники отметили, что в Осетии гармонично уживаются все религии, и почвы для конфликта нет. Для исключения же таких бытовых и частных споров в будущем было бы полезно признать на законодательном уровне все ущелья Осетии заповедной зоной и сообща сохранить культурно-историческое наследие нашего единого осетинского народа.