Accessibility links

Региональную власть выбрали без абхазов


Издержки соревновательного процесса компенсировались бы наличием более четкой картины общественных настроений
Издержки соревновательного процесса компенсировались бы наличием более четкой картины общественных настроений
СУХУМИ--На минувшей неделе завершился процесс представления районным и городским собраниям вновь назначенных глав администраций. За исключением Гудаутского района, где прежний руководитель Даур Возба, проиграв выборы в органы местного самоуправления, автоматом лишился своей должности, во всех остальных регионах страны руководство осталось прежним.

На первый взгляд итоги выборов свидетельствуют о большом кредите доверия к власти, непосредственными проводниками которой на местах являются как раз главы администраций. Но если посмотреть на то, каким образом региональные руководители проходили сквозь сито выборов, без чего претендовать на сохранение кресла, согласно существующему законодательству, невозможно, картина может выглядеть несколько иначе.

Дело в том, что практически все главы администраций во время февральских выборов как-то уж чересчур перестраховались и зарегистрировались в качестве кандидатов в округах, где проиграть было практически невозможно. Выбирались, как правило, округа, населенные нацменьшинствами – армянами и грузинами. В таких округах, так уж повелось, местное население предпочитает лишний раз на рожон не лезть, и дружно голосует за власть.

Впрочем, особо полагаться лишь на незыблемость традиции рискнули не все. Некоторым руководителям администраций пришлось укреплять свои шансы на выборах, сделав их безальтернативными. Единственным, кто не стал искать себе подходящий округ с нужным населением и полным отсутствием соперников, был как раз теперь уже бывший глава Гудаутского района Даур Возба. Он баллотировался в абхазском селе Мгудзырхва, где и проиграл мало кому известному юноше Денису Ажиба.

В итоге сложилась парадоксальная картина. С одной стороны экзамен властью успешно сдан, коль главы администраций выиграли выборы. С другой - возникает огромная проблема – ни один из старых-новых руководителей не может сказать, что его выбрали абхазы. То есть вычислить реальную картину общественных настроений, барометром которых в стране как раз и являются собственно этнические абхазы, в ходе нынешних выборов в органы местного самоуправления не удалось.

Слушать
Региональную власть выбрали без абхазов
please wait

No media source currently available

0:00 0:03:49 0:00
Скачать


Это главу Гальского района Беслана Аршба невозможно упрекнуть в том, что он выставился именно в грузинском округе, так как населенных пунктов, где бы не преобладали грузины, в этом регионе Абхазии просто нет. Но вот почему, допустим, глава администрации Очамчирского района Мурман Джопуа предпочел выставиться в грузинском селе Шешелет, если в этом регионе есть еще два десятка абхазских сел, или Астамур Кецба, руководитель Гагрского района, где так же абхазских округов немало, сделал ставку на армянский населенный пункт, не может не насторожить руководство страны.

Органы местного самоуправления в Абхазии пока еще находятся в зачаточном состоянии. В реальности, районные cобрания – это полностью подконтрольный главам администрации институт. А последних, как известно, из числа депутатов назначает президент. В результате вертикаль власти писаными и неписаными законами выстроена очень жестко. Нелояльного руководству страны регионального руководителя априори быть не может. На смену тому же Возба, с которым на выборах произошла осечка, пришел не менее лояльный Валерий Малия, бывший руководитель паспортно-визовой службы.

Так что теоретически особой трагедии в том, что кто-то еще из глав администраций проиграл бы выборы в органы местного самоуправления, для власти не было. И при этом издержки соревновательного процесса компенсировались бы наличием более четкой картины общественных настроений. А она в контексте ожидаемых через год парламентских выборов весьма кстати.

Однако идти на такой эксперимент власть не захотела. И вот почему. Любой региональный руководитель, исходя из жесткости вертикали власти, так или иначе ассоциируется непосредственно с тем, кто его назначает, то есть с президентом. В Гудауте не прошел Возба, значит, проиграл Сергей Багапш. Не выиграй выборы в Гагре Кецба или Джопуа в Очамчире, опять же автоматом страдает реноме исполнительной власти. А это уже недопустимый риск с плохо прогнозируемыми последствиями.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия



XS
SM
MD
LG