Accessibility links

Два года без Натальи Эстемировой


Наталья Эстемирова
Наталья Эстемирова
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ---14 июля в четверг в Санкт-Петербурге прошел вечер, посвященный памяти Натальи Эстемировой. На нем побывал писатель Герман Садулаев.

14 июля в Санкт-Петербурге, в отделении правозащитного центра «Мемориал», состоялся вечер памяти Натальи Эстемировой, приуроченный ко второй годовщине ее гибели. На вечере был показан документальный фильм французского режиссера Милен Солуа «Кто убил Наташу?» Маленький зал был переполнен. Я немного опоздал к началу фильма, и все места были заняты. Но как только я вошел, несколько зрителей, моложе меня по возрасту, с истинно кавказской вежливостью и предупредительностью предложили мне свои места. Отказаться не удалось, и я присел на один из стульев. Как я узнал позже, в зале были многие сотрудники «Мемориала», работавшие в Чечне и на Северном Кавказе. Некоторые лично знали Наталью Эстемирову. Когда Наталью показывали на экране, в глазах людей блестели слезы.

Фильм рассказывает о правозащитной деятельности Эстемировой, о ее конфликтах с чеченскими властями, и проводит расследование похищения и убийства Натальи. Складывается вполне ясная картина, кому нужна была смерть правозащитницы и кто конкретно исполнил заказ на убийство – это не тайна за семью печатями, преступники могут быть найдены и названы весьма просто. Похоже, власти не желают по-настоящему расследовать это преступление.

Слушать
Два года без Натальи Эстемировой
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:18 0:00
Скачать


После фильма собравшиеся вспоминали Наталью Эстемирову, Наташу, теплыми и проникновенными словами. Эстемирова рано была выхвачена из жизни, но она успела оставить след на этой земле, след в сердцах и памяти благодарных людей.

Ее судьба была ее нелегким выбором. Важно то, что Наталья Эстемирова не делила пострадавших на своих и чужих и не делила преступников на плохих и хороших. Она бралась за все дела, где были ущемлены права человека, вне зависимости от того, кто являлся притеснителем. Наташа могла бы продолжать расследовать только старые преступления российских военных, совершенные в ходе вооруженного конфликта. Как это делают официальные так называемые правозащитники, а на деле – просто мелкие услужливые чиновнички вроде Нухажиева. И ей была бы обеспечена поддержка властей, сочувствие, понимание и безопасность. Ведь в идеологии современной Чеченской республики допускается признание того, что плохие русские убивали и мучили хороших чеченцев, пока не пришел спаситель народа и не победил плохих русских, выгнав их из республики. Военные преступления разрешается раскрывать.

Но Наталья не ограничивалась преступлениями российских военных. Она занималась и продолжающимися преступлениями самих чеченских силовиков. А это было запрещено, и ей неоднократно давали это понять. Но для Эстемировой не существовало запретов. У нее не было национальной позиции - кто бы ни совершал нарушения прав человека, русские или чеченцы, для нее было все равно, важно было защитить простых людей. У нее не было политической позиции, она не была поклонницей западного образа жизни, она говорила о себе, что она - советский человек. И это было не важно. Главное, при любом политическом режиме, при любом государственном устройстве, чтобы права и свободы человека были надежно защищены.

Мало кто может повторить героический путь Натальи Эстемировой – и об этом говорили на вечере. Но память о ней не позволит нам опустить руки и прекратить борьбу.
XS
SM
MD
LG