СУХУМИ--Внеочередные президентские выборы в Абхазии, затянувшееся формирование нового правительства отодвинули далеко на периферию общественного внимания в республике события, связанные с церковным расколом, реально возникшим в стране. А ведь, напомню, всю нынешнюю весну вся Абхазия, и не только православная, обсуждала намерение группы молодых абхазских священнослужителей провести 15 мая в Новоафонском монастыре Церковно-Народное Собрание, а затем создание на этом собрании Священной Митрополии Абхазии с кафедрой в Анакопии – Новом Афоне во главе с архимандритом Дорофеем (Дбаром). Летом конфликт между молодым крылом абхазского духовенства и остальной ее частью во главе с отцом Виссарионом (Аплиа), и. о. управляющего Сухумской и Пицундской епархии, отступил в тень, приобрел, так сказать, отложенный статус.
И вот сейчас в СМИ появились сообщения о намерении Вселенского патриарха Варфоломея Первого, кафедра которого находится в Константинополе (Стамбуле), провести в ближайшее время Собрание православных церквей, или Великий Всеправославный собор, что наверняка снова привлечет внимание общественности к ситуации внутри Абхазской православной церкви вкупе с ее в целом неопределенным вот уже 18 лет статусом. Дело в том, что Варфоломей хочет добиться принятия этим собранием решения, по которому все храмы, которые не входят в ту или иную православную Церковь, должны принадлежать Вселенскому патриарху. Об этом со ссылкой на заявление Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии Второго по возвращении из Турции, где он был на торжествах по случаю двадцатилетия интронизации Варфоломея, сообщила в последнем номере российская газета «Аргументы недели».
Это значит, рассуждает газета в заметке без подписи, что в Константинополе хотят распространить свою юрисдикцию на территорию Абхазии и Южной Осетии, а также Украины, Белоруссии и Литвы. Отношение издания к этому плану предельно красноречиво выражено в заголовке публикации – «У Константинопольского патриарха поехала крыша». В тексте растолковывается, что эта идея в ущерб Русской Православной Церкви (РПЦ) должна ограничить ее деятельность только территорией России.
Что касается православных храмов, действующих на территории Украины, Белоруссии и Литвы, то тут все понятно – действительно прямой ущерб для РПЦ. А вот «материнская Церковь» для абхазских и южноосетинских храмов – это ГПЦ. Но ни для кого не секрет, что РПЦ не сделала после августа 2008 года естественного, как казалось многим, шага – не поддержала решение светских властей своей страны о признании Абхазии и Южной Осетии, а продолжает считать упомянутые храмы принадлежащими Грузинской патриархии исходя из собственных прагматических интересов – дабы эта патриархия, не дай Бог, не поддержала претензий на автокефалию украинских, белорусских православных.
Сегодня я позвонил секретарю Совета Священной Митрополии Абхазии Герману Маршания и попросил его прокомментировать эту информацию. Как и ожидал, он воспринял ее весьма позитивно. Намеченное собрание Герман сравнил с Генассамблеей ООН для православного мира. Подчинение же Вселенскому патриарху храмов Абхазии – это, пусть и временный, но, судя по всему, единственно возможный на сегодняшний день выход из тупиковой ситуации.
Кстати, намерение Варфоломея уже поддержали патриархи трех старейших православных церквей – Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской. Конечно, цель абхазского духовенства – это автокефалия, но для ее достижения, согласно канонам, требуется согласие ГПЦ, которое в ближайшем будущем наверняка не будет дано. А вот на план Варфоломея Илия Второй может и согласиться. Во всяком случае, как пишут «Аргументы недели», он по возвращении в Тбилиси сказал: «Если прихожане желают, чтобы какой-то храм принадлежал Вселенскому патриарху, то Грузинская Церковь не пойдет против этого».
Герман Маршания подтвердил, что архимандрит Дорофей (Дбар), уехавший, как сообщали абхазские СМИ, в Грецию, продолжает находиться там, в Салониках, в связи с подготовкой своей докторской диссертации.
Что касается реакции на предложение Вселенского патриарха со стороны иерея Виссариона (Аплиа), то она Герману Маршания пока не известна. Предполагаю, однако, что она наверняка совпадет с реакцией руководства РПЦ, которая вряд ли будет положительной.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
И вот сейчас в СМИ появились сообщения о намерении Вселенского патриарха Варфоломея Первого, кафедра которого находится в Константинополе (Стамбуле), провести в ближайшее время Собрание православных церквей, или Великий Всеправославный собор, что наверняка снова привлечет внимание общественности к ситуации внутри Абхазской православной церкви вкупе с ее в целом неопределенным вот уже 18 лет статусом. Дело в том, что Варфоломей хочет добиться принятия этим собранием решения, по которому все храмы, которые не входят в ту или иную православную Церковь, должны принадлежать Вселенскому патриарху. Об этом со ссылкой на заявление Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии Второго по возвращении из Турции, где он был на торжествах по случаю двадцатилетия интронизации Варфоломея, сообщила в последнем номере российская газета «Аргументы недели».
Это значит, рассуждает газета в заметке без подписи, что в Константинополе хотят распространить свою юрисдикцию на территорию Абхазии и Южной Осетии, а также Украины, Белоруссии и Литвы. Отношение издания к этому плану предельно красноречиво выражено в заголовке публикации – «У Константинопольского патриарха поехала крыша». В тексте растолковывается, что эта идея в ущерб Русской Православной Церкви (РПЦ) должна ограничить ее деятельность только территорией России.
Слушать
Что касается православных храмов, действующих на территории Украины, Белоруссии и Литвы, то тут все понятно – действительно прямой ущерб для РПЦ. А вот «материнская Церковь» для абхазских и южноосетинских храмов – это ГПЦ. Но ни для кого не секрет, что РПЦ не сделала после августа 2008 года естественного, как казалось многим, шага – не поддержала решение светских властей своей страны о признании Абхазии и Южной Осетии, а продолжает считать упомянутые храмы принадлежащими Грузинской патриархии исходя из собственных прагматических интересов – дабы эта патриархия, не дай Бог, не поддержала претензий на автокефалию украинских, белорусских православных.
Сегодня я позвонил секретарю Совета Священной Митрополии Абхазии Герману Маршания и попросил его прокомментировать эту информацию. Как и ожидал, он воспринял ее весьма позитивно. Намеченное собрание Герман сравнил с Генассамблеей ООН для православного мира. Подчинение же Вселенскому патриарху храмов Абхазии – это, пусть и временный, но, судя по всему, единственно возможный на сегодняшний день выход из тупиковой ситуации.
Кстати, намерение Варфоломея уже поддержали патриархи трех старейших православных церквей – Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской. Конечно, цель абхазского духовенства – это автокефалия, но для ее достижения, согласно канонам, требуется согласие ГПЦ, которое в ближайшем будущем наверняка не будет дано. А вот на план Варфоломея Илия Второй может и согласиться. Во всяком случае, как пишут «Аргументы недели», он по возвращении в Тбилиси сказал: «Если прихожане желают, чтобы какой-то храм принадлежал Вселенскому патриарху, то Грузинская Церковь не пойдет против этого».
Герман Маршания подтвердил, что архимандрит Дорофей (Дбар), уехавший, как сообщали абхазские СМИ, в Грецию, продолжает находиться там, в Салониках, в связи с подготовкой своей докторской диссертации.
Что касается реакции на предложение Вселенского патриарха со стороны иерея Виссариона (Аплиа), то она Герману Маршания пока не известна. Предполагаю, однако, что она наверняка совпадет с реакцией руководства РПЦ, которая вряд ли будет положительной.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия