ТБИЛИСИ---Культурная жизнь Грузии в последние недели заметно оживилась. Непрекращающиеся споры начались после установки в Батуми скульптуры Лили Фантоцци – морские тапочки с флагом Грузии, водруженные на двенадцать яиц. Позднее на площади Революции роз в Тбилиси появился гигантский велосипед Жана Дюпа. Мнение общественности разделилось: одним новые памятники категорически не понравились, другие увидели в них что-то новое и интересное. Но и противников, и сторонников современного искусства объединило возмущением тем, что новые скульптуры власти установили без предварительных консультаций с общественностью и специалистами.
«Жизнь настолько хрупкая, что похожа на хождение по яйцам» - скульптура под таким философским названием в центре Батуми появилась пару недель назад. Многие жители города, как и тбилисцы, узнали о ней через социальные сети и сначала решили, что это фотомонтаж. Впрочем, батумцы не поленились, и сами пришли посмотреть на скульптурную композицию:
«Вчера, когда увидела фото, подумала, что это монтаж. Было трудно поверить. Оказывается, и правда, стоят тут. Вот пришла посмотреть», «Не поняла ни смысла, ни назначения. Что это за креативная задумка?! И почему это поставили, тоже не поняла», «Это резиновые морские тапочки, летом все в них ходят. Это прямо связано с Батуми, морем, пляжем», - делятся своим мнением жители Батуми.
Гораздо меньше удивил тбилисцев гигантский велосипед длиной в семь и высотой в четыре с половиной метра. У него два сидения и два руля, обращенные в противоположные друг от друга стороны. Велосипедная тема не удивила горожан хотя бы потому, что езду на этом средстве передвижения активно пропагандирует президент Грузии Михаил Саакашвили, открывающий велотреки по всей стране.
У специалистов к новым скульптурам целый ряд претензий. Например, некоторым нравился первоначальный вариант батумского памятника: в проекте вместо шлепанцев были кеды. В случае же с велосипедом многие считают, что его установили в неудачном месте. Об этом говорит культуролог Цира Элисашвили, отмечая, что скульптуре не хватает пластики:
«У каждого такого памятника есть концепция. Эта концепция непонятна. Что мы говорим обществу, что люди должны вести здоровый образ жизни? Эта конструкция не содержит этого послания. Воспринимать это как произведение искусства невозможно. Хотя бы из-за места, на котором он установлен. Если бы даже это был хороший памятник, этому пространству он все равно не подходит».
Если эксперты оценивают скульптуры профессионально спокойно, то со стороны обычных людей звучат издевательства и насмешки. Как отметила искусствовед Нана Кипиани, такая реакция была бы в любом случае:
«Наверно, городу, помимо бюстов и памятников с лошадьми, нужны и те формы, которые будут адекватными своему времени. Мы немного выпали из времени – наше сознание идет со времен Советского Союза. Поэтому эта новая форма, будь она даже гораздо лучше шлепанцев, все равно ввергла бы зрителя в состояние непонимания».
А вот культурный обозреватель Грузинской службы «Радио Свобода» Георгий Гвахария видит проблему несколько в ином свете:
«Когда дизайн страны определяет власть, когда в процесс оформления городов и, в частности, установления новых памятников почти не включено грузинское общество, специалисты, когда не проводятся дискуссии, - устанавливать такие монументы довольно рискованно. Теперь автор монумента и инициаторы его установки должны сносить насмешки и недовольство большой части нашего общества».
Выход из ситуации Цира Элисашвили видит в конкурсах, которые должны проводиться перед принятием решений об установке скульптур. В таком случае граждане страны будут знать, что их ждет.
«Жизнь настолько хрупкая, что похожа на хождение по яйцам» - скульптура под таким философским названием в центре Батуми появилась пару недель назад. Многие жители города, как и тбилисцы, узнали о ней через социальные сети и сначала решили, что это фотомонтаж. Впрочем, батумцы не поленились, и сами пришли посмотреть на скульптурную композицию:
«Вчера, когда увидела фото, подумала, что это монтаж. Было трудно поверить. Оказывается, и правда, стоят тут. Вот пришла посмотреть», «Не поняла ни смысла, ни назначения. Что это за креативная задумка?! И почему это поставили, тоже не поняла», «Это резиновые морские тапочки, летом все в них ходят. Это прямо связано с Батуми, морем, пляжем», - делятся своим мнением жители Батуми.
Гораздо меньше удивил тбилисцев гигантский велосипед длиной в семь и высотой в четыре с половиной метра. У него два сидения и два руля, обращенные в противоположные друг от друга стороны. Велосипедная тема не удивила горожан хотя бы потому, что езду на этом средстве передвижения активно пропагандирует президент Грузии Михаил Саакашвили, открывающий велотреки по всей стране.
У специалистов к новым скульптурам целый ряд претензий. Например, некоторым нравился первоначальный вариант батумского памятника: в проекте вместо шлепанцев были кеды. В случае же с велосипедом многие считают, что его установили в неудачном месте. Об этом говорит культуролог Цира Элисашвили, отмечая, что скульптуре не хватает пластики:
«У каждого такого памятника есть концепция. Эта концепция непонятна. Что мы говорим обществу, что люди должны вести здоровый образ жизни? Эта конструкция не содержит этого послания. Воспринимать это как произведение искусства невозможно. Хотя бы из-за места, на котором он установлен. Если бы даже это был хороший памятник, этому пространству он все равно не подходит».
Если эксперты оценивают скульптуры профессионально спокойно, то со стороны обычных людей звучат издевательства и насмешки. Как отметила искусствовед Нана Кипиани, такая реакция была бы в любом случае:
«Наверно, городу, помимо бюстов и памятников с лошадьми, нужны и те формы, которые будут адекватными своему времени. Мы немного выпали из времени – наше сознание идет со времен Советского Союза. Поэтому эта новая форма, будь она даже гораздо лучше шлепанцев, все равно ввергла бы зрителя в состояние непонимания».
А вот культурный обозреватель Грузинской службы «Радио Свобода» Георгий Гвахария видит проблему несколько в ином свете:
«Когда дизайн страны определяет власть, когда в процесс оформления городов и, в частности, установления новых памятников почти не включено грузинское общество, специалисты, когда не проводятся дискуссии, - устанавливать такие монументы довольно рискованно. Теперь автор монумента и инициаторы его установки должны сносить насмешки и недовольство большой части нашего общества».
Выход из ситуации Цира Элисашвили видит в конкурсах, которые должны проводиться перед принятием решений об установке скульптур. В таком случае граждане страны будут знать, что их ждет.