ПРАГА---Мы продолжаем тему. У нас на связи из Тбилиси теолог Леван Абашидзе.
Дэмис Поландов: Леван, «Молодые священники», как часто называют священников из недавно созданной Священной митрополии Абхазии, поднимают достаточно острые вопросы. В частности, они говорят о том, что церковная ситуация в Абхазии абсолютно аномальна с точки зрения канонов церкви и что 18 лет на территории самопровозглашенной республики нет епископа и нет уполномоченных на служение священнослужителей. Насколько действительно уникальна эта ситуация, и насколько правильный путь с точки зрения канонов избрали представители митрополии, чтобы выйти из этой ситуации?
Леван Абашидзе: Историческую параллель я не могу припомнить, но вполне можно представить себе такую ситуацию. Территория Абхазии (давайте сейчас говорить о церковных православных канонических территориях) - это каноническая территория Грузинской православной церкви. Грузинская православная церковь не может направлять туда своих епископов, их просто не пустят. И вся эта территория остается без, скажем так, духовного окормления. Реально там есть священники, есть, как говорят, влияние Русской православной церкви, что естественно. Такие канонические казусы встречаются в проблемных регионах.
Дэмис Поландов: А то, что «Молодые священники» отправились к Константинопольскому патриарху, они апеллируют к нему как к Первому Вселенскому Патриарху. Это соответствует канонам?
Леван Абашидзе: Да, это логично. В православной церкви, как известно, есть поместные церкви. Среди них самые главные - это автокефальные церкви. И первый среди равных, как говорится, это именно Константинопольский Патриарх. Его также величают Вселенским Патриархом. Естественно, что такие территории, возможно, будут взяты Вселенским Патриархом под свое крыло. Будет ли это постоянно или на временной основе?.. Возможно, со стороны грузинской церкви (я могу себе это представить), будет такой взгляд, что это временно, поскольку мы не можем войти в Абхазию и окормлять, и грузинская церковь согласится на то, что Вселенский Патриарх будет окормлять абхазскую церковь. Такая ситуация возможна, например, когда какие-то территории откололись от России после революции. В частности, Эстония была принята Вселенским Патриархом. Но абхазская церковь исторически…Я сейчас слышал по радио, что, оказывается, в 1990 году Вселенский Патриарх признал грузинскую православную церковь. Ну, это просто какой-то нонсенс. Есть какие-то границы все-таки. В этом документе Вселенский Патриарх не просто признал грузинскую православную церковь, а признал ее как древнейшую автокефальную церковь.
Дэмис Поландов: В этом документе, наверное, признавалось ее отделение от российской православной церкви.
Леван Абашидзе: Нет, это отделение состоялось в 1943 году. Это все признали…
Дэмис Поландов: Но Константинопольский Патриарх не признавал...
Леван Абашидзе: Это все признали. Просто в 80-90-х годах речь шла о том, как это все исторически оформить, потому что Вселенский Патриарх тогда говорил о грузинской православной церкви: «Мы, конечно, вас признаем, но давайте оформим этот документ признания». А Грузинская православная церковь отвечала: «Нет, нам не нужен документ признания. В этом документе должно быть не то, что вы сейчас нас признали, а то, что мы - древнейшая автокефальная церковь, которая еще с V века была независимой (или с XI века) и т.д.». То есть это был совершенно другой спор.
Дэмис Поландов: Леван, какой будет реакция Грузинской православной церкви на то, что Константинопольский Патриарх будет рассматривать этот вопрос?
Леван Абашидзе: Вообще, решения Грузинской православной церкви сегодня весьма недальновидны. Например, эту ситуацию, когда абхазская церковь ищет какого-то баланса между Вселенским Патриархом и Русской православной церковью надо было использовать в свою пользу. А Грузинская православная церковь просто не хочет разговаривать ни с абхазской стороной, ни с кем. Она повторяет как мантру, что абхазская церковь - это каноническая территория грузинской церкви, и все. Это понятно, это и так признают все остальные церкви. Но это негибкая политика. И это, наверное, будет продолжаться.
Дэмис Поландов: Леван, «Молодые священники», как часто называют священников из недавно созданной Священной митрополии Абхазии, поднимают достаточно острые вопросы. В частности, они говорят о том, что церковная ситуация в Абхазии абсолютно аномальна с точки зрения канонов церкви и что 18 лет на территории самопровозглашенной республики нет епископа и нет уполномоченных на служение священнослужителей. Насколько действительно уникальна эта ситуация, и насколько правильный путь с точки зрения канонов избрали представители митрополии, чтобы выйти из этой ситуации?
Леван Абашидзе: Историческую параллель я не могу припомнить, но вполне можно представить себе такую ситуацию. Территория Абхазии (давайте сейчас говорить о церковных православных канонических территориях) - это каноническая территория Грузинской православной церкви. Грузинская православная церковь не может направлять туда своих епископов, их просто не пустят. И вся эта территория остается без, скажем так, духовного окормления. Реально там есть священники, есть, как говорят, влияние Русской православной церкви, что естественно. Такие канонические казусы встречаются в проблемных регионах.
Дэмис Поландов: А то, что «Молодые священники» отправились к Константинопольскому патриарху, они апеллируют к нему как к Первому Вселенскому Патриарху. Это соответствует канонам?
Леван Абашидзе: Да, это логично. В православной церкви, как известно, есть поместные церкви. Среди них самые главные - это автокефальные церкви. И первый среди равных, как говорится, это именно Константинопольский Патриарх. Его также величают Вселенским Патриархом. Естественно, что такие территории, возможно, будут взяты Вселенским Патриархом под свое крыло. Будет ли это постоянно или на временной основе?.. Возможно, со стороны грузинской церкви (я могу себе это представить), будет такой взгляд, что это временно, поскольку мы не можем войти в Абхазию и окормлять, и грузинская церковь согласится на то, что Вселенский Патриарх будет окормлять абхазскую церковь. Такая ситуация возможна, например, когда какие-то территории откололись от России после революции. В частности, Эстония была принята Вселенским Патриархом. Но абхазская церковь исторически…Я сейчас слышал по радио, что, оказывается, в 1990 году Вселенский Патриарх признал грузинскую православную церковь. Ну, это просто какой-то нонсенс. Есть какие-то границы все-таки. В этом документе Вселенский Патриарх не просто признал грузинскую православную церковь, а признал ее как древнейшую автокефальную церковь.
Дэмис Поландов: В этом документе, наверное, признавалось ее отделение от российской православной церкви.
Леван Абашидзе: Нет, это отделение состоялось в 1943 году. Это все признали…
Дэмис Поландов: Но Константинопольский Патриарх не признавал...
Леван Абашидзе: Это все признали. Просто в 80-90-х годах речь шла о том, как это все исторически оформить, потому что Вселенский Патриарх тогда говорил о грузинской православной церкви: «Мы, конечно, вас признаем, но давайте оформим этот документ признания». А Грузинская православная церковь отвечала: «Нет, нам не нужен документ признания. В этом документе должно быть не то, что вы сейчас нас признали, а то, что мы - древнейшая автокефальная церковь, которая еще с V века была независимой (или с XI века) и т.д.». То есть это был совершенно другой спор.
Дэмис Поландов: Леван, какой будет реакция Грузинской православной церкви на то, что Константинопольский Патриарх будет рассматривать этот вопрос?
Леван Абашидзе: Вообще, решения Грузинской православной церкви сегодня весьма недальновидны. Например, эту ситуацию, когда абхазская церковь ищет какого-то баланса между Вселенским Патриархом и Русской православной церковью надо было использовать в свою пользу. А Грузинская православная церковь просто не хочет разговаривать ни с абхазской стороной, ни с кем. Она повторяет как мантру, что абхазская церковь - это каноническая территория грузинской церкви, и все. Это понятно, это и так признают все остальные церкви. Но это негибкая политика. И это, наверное, будет продолжаться.