ПРАГА---Олег Хабалов теперь уже и не помнит, кто первым назвал его главным осетинским цыганом, но прозвище это прочно закрепилось за ним - актером и режиссером цыганского театра «Ромэн» - уже давно и, похоже, навсегда. Когда молодой артист, рассорившись с режиссером во владикавказском театре, более полувека назад уехал в Москву, он меньше всего ожидал, что окажется на подмостках именно этого театра.
«Я быстренько сорвался, поступил на режиссерский факультет к Юрию Александровичу Завадскому, закончил его и пришел на преддипломную практику в цыганский театр «Ромэн», где в это время испанский режиссер Анхель Гутьерес ставил «Кармен». Я ему помогал чуть-чуть. Спектакль имел грандиозный успех. А актер, который дружил близко с Галей Брежневой, вдруг подал заявление об уходе. Режиссер говорит: “Вы можете играть эту роль? Я видел, как вы играли Мелехова в институте”. Я говорю: “Если костюм подойдет”. Костюм подошел, и вот почти полвека я в этом театре. Самое смешное, что сапоги, которые мне сшили к спектаклю “Кармен” почти полвека назад, еще живы, недавно их нашли».
За полвека в цыганском театре Олег Хабалов поставил около двух десятков спектаклей, написал несколько пьес, сыграл немалое количество ролей:
«Цыган и ласточка» - детская пьеса, «Любовь под шатрами», «Цыган и в Африке -цыган», «Алан и Алана» (место действия - Северная Осетия, казачья станица Архонская, где вместе живут цыгане и казаки. И у тех сумасшедший взрывной характер, и у этих)".
В пьесе «Цыган и в Африке - цыган» Олег Хабалов завязал сюжет, который и цыгане, и осетины называют своим. Увы, спектаклей по пьесам Хабалова я не видела, но, как говорят те, кому довелось, - это настоящий фейерверк из музыки, танцев, веселых и грустных диалогов с философским подтекстом о смысле человеческой жизни. Мой коллега Олег Кусов спектакли с участием Хабалова видел:
«Олег Хабалов, всю жизнь проработав в цыганском театре, остался глубоко национальным осетинским режиссером и актером. Он ищет общее у цыган и у осетин и находит. Работая над пьесой о цыганской деревне, он кладет в основу свои представления об осетинском селе. И его пьесы, якобы о цыганах, смотрят с большим интересом и цыгане, и осетины. Мне кажется, только ему удалось отыскать общие струны в душе цыганского и осетинского народов».
Так уж вышло, что и кинорежиссеры щедро раздавали Хабалову роли осетин и цыган, изредка разбавляя их ролями азербайджанцев, армян и печенегов. В фильмах «Визит к Минотавру», «Земля, до востребования», «Руины стреляют...» он - осетин, в «Возвращении Будулая», «Золотой клетке», «Господах артистах», «Каждом десятом», в «Гадании на ромашке» - цыган-кочевник, как и в фильме «Табор уходит в небо».
В разное время Олег Хабалов делил съемочные и сценические площадки с цветом актерской гильдии России: Ростиславом Пляттом, Арменом Джигарханяном, Кириллом Лавровым, Лией Ахеджаковой, Арчилом Гомиашвили, Людмилой Гурченко. С Владимиром Высоцким его связывают студенческие годы. Но сам Хабалов об этом не всем рассказывает, видимо, из скромности, а может, из боязни, что его причислят к тем, кто видел Высоцкого пару раз в жизни, но во всех интервью причисляет себя к его друзьям.
Говорить с Олегом Хабаловым о политике, а тем более, о событиях, разделивших на два лагеря грузин и осетин, у меня и в мыслях не было - противоречило принципу: только о творчестве и только о личном в пределах допустимого. Но артист сам вызвался рассказать мне интересную историю, которая связывала его предков с грузинами.
«Родной брат моей бабушки - Георгиевский кавалер, окончил Тифлисское военное училище. В Тифлисе он нашел свое счастье, встретил там красивую женщину, для которой ее отец - купец выстроил театр. В Тифлисе осетинский театр существовал с 13-го по 40-й год».
Поэтому и не может Хабалов по-другому относиться к тому «безобразию, какое творится вокруг».
«Создали между нами барьеры. Какие барьеры?! Господи! Мы секунду живем на этой земле, и считать, чей метр туда, чей метр сюда. Как-то так получилось, что власть захватили физкультурники, борцы, держатся зубами, ногами за свою власть».
Судя по всему, в этом и проявляется космополитизм этого осетина, знаменитого и у себя на родине, и за ее пределами: все люди – братья, все – «одной крови», а значит, и дом у них один, и небо одно. Ну, чем не цыган?..
«Я быстренько сорвался, поступил на режиссерский факультет к Юрию Александровичу Завадскому, закончил его и пришел на преддипломную практику в цыганский театр «Ромэн», где в это время испанский режиссер Анхель Гутьерес ставил «Кармен». Я ему помогал чуть-чуть. Спектакль имел грандиозный успех. А актер, который дружил близко с Галей Брежневой, вдруг подал заявление об уходе. Режиссер говорит: “Вы можете играть эту роль? Я видел, как вы играли Мелехова в институте”. Я говорю: “Если костюм подойдет”. Костюм подошел, и вот почти полвека я в этом театре. Самое смешное, что сапоги, которые мне сшили к спектаклю “Кармен” почти полвека назад, еще живы, недавно их нашли».
За полвека в цыганском театре Олег Хабалов поставил около двух десятков спектаклей, написал несколько пьес, сыграл немалое количество ролей:
«Цыган и ласточка» - детская пьеса, «Любовь под шатрами», «Цыган и в Африке -цыган», «Алан и Алана» (место действия - Северная Осетия, казачья станица Архонская, где вместе живут цыгане и казаки. И у тех сумасшедший взрывной характер, и у этих)".
В пьесе «Цыган и в Африке - цыган» Олег Хабалов завязал сюжет, который и цыгане, и осетины называют своим. Увы, спектаклей по пьесам Хабалова я не видела, но, как говорят те, кому довелось, - это настоящий фейерверк из музыки, танцев, веселых и грустных диалогов с философским подтекстом о смысле человеческой жизни. Мой коллега Олег Кусов спектакли с участием Хабалова видел:
«Олег Хабалов, всю жизнь проработав в цыганском театре, остался глубоко национальным осетинским режиссером и актером. Он ищет общее у цыган и у осетин и находит. Работая над пьесой о цыганской деревне, он кладет в основу свои представления об осетинском селе. И его пьесы, якобы о цыганах, смотрят с большим интересом и цыгане, и осетины. Мне кажется, только ему удалось отыскать общие струны в душе цыганского и осетинского народов».
Так уж вышло, что и кинорежиссеры щедро раздавали Хабалову роли осетин и цыган, изредка разбавляя их ролями азербайджанцев, армян и печенегов. В фильмах «Визит к Минотавру», «Земля, до востребования», «Руины стреляют...» он - осетин, в «Возвращении Будулая», «Золотой клетке», «Господах артистах», «Каждом десятом», в «Гадании на ромашке» - цыган-кочевник, как и в фильме «Табор уходит в небо».
В разное время Олег Хабалов делил съемочные и сценические площадки с цветом актерской гильдии России: Ростиславом Пляттом, Арменом Джигарханяном, Кириллом Лавровым, Лией Ахеджаковой, Арчилом Гомиашвили, Людмилой Гурченко. С Владимиром Высоцким его связывают студенческие годы. Но сам Хабалов об этом не всем рассказывает, видимо, из скромности, а может, из боязни, что его причислят к тем, кто видел Высоцкого пару раз в жизни, но во всех интервью причисляет себя к его друзьям.
Говорить с Олегом Хабаловым о политике, а тем более, о событиях, разделивших на два лагеря грузин и осетин, у меня и в мыслях не было - противоречило принципу: только о творчестве и только о личном в пределах допустимого. Но артист сам вызвался рассказать мне интересную историю, которая связывала его предков с грузинами.
«Родной брат моей бабушки - Георгиевский кавалер, окончил Тифлисское военное училище. В Тифлисе он нашел свое счастье, встретил там красивую женщину, для которой ее отец - купец выстроил театр. В Тифлисе осетинский театр существовал с 13-го по 40-й год».
Поэтому и не может Хабалов по-другому относиться к тому «безобразию, какое творится вокруг».
«Создали между нами барьеры. Какие барьеры?! Господи! Мы секунду живем на этой земле, и считать, чей метр туда, чей метр сюда. Как-то так получилось, что власть захватили физкультурники, борцы, держатся зубами, ногами за свою власть».
Судя по всему, в этом и проявляется космополитизм этого осетина, знаменитого и у себя на родине, и за ее пределами: все люди – братья, все – «одной крови», а значит, и дом у них один, и небо одно. Ну, чем не цыган?..