Accessibility links

Вацлав Вашку: «Очень хочу, чтобы в Чехии знали об Абхазии больше»


На выставке Вацлава Вашку
На выставке Вацлава Вашку
ПРАГА---На прошлой неделе в Праге прошла выставка фотографий чешского фотографа Вацлава Вашку, который недавно побывал в Абхазии. Свою выставку он назвал «Раненный рай». О своих впечатлениях об Абхазии он рассказал обозревателю радио «Эхо Кавказа» Дэмису Поландову.

- Вацлав, добрый день! На днях в Праге прошла ваша выставка под названием «Раненный рай» - это фотографии, которые вы сделали в Абхазии. Расскажите, когда вы сделали эти снимки и, вообще, как вы попали в Абхазию?

Вацлав Вашку: Я воспользовался предложением организации «Несгибаемые» - это такая НПО в Чешской республике, ее представители занимаются правозащитной деятельностью. Я их очень уважаю, у них очень хорошая репутация. Они и предложили мне поехать с ними в Абхазию и подготовить выставку. Я ответил, что об Абхазии вообще ничего не знаю, и что мне будет нелегко за несколько дней сделать фотографии для целой выставки. Я должен был для начала узнать об этой стране. И я был очень удивлен тому, как мало мы здесь знаем об Абхазии. И это плохо.

- Каким путем вы туда въехали? Я так понимаю, что из Грузии через Ингури…

Вацлав Вашку: «Я себя чувствую чехословаком»
please wait

No media source currently available

0:00 0:07:40 0:00
Скачать


Вацлав Вашку: Да, именно. Мы получили разрешение на въезд от Грузии и от абхазского министерства. Там на границе у нас была возможность немного ощутить последствия конфликта между Грузией и Абхазией, которому уже 18 лет. Это был определенный опыт для меня – идти по этому мосту на Ингури…

- И что вы там увидели? Это ведь Гальский район…

Вацлав Вашку: Да, Гальский район выглядит так, как будто война там закончилась только вчера. С другой стороны, если человек едет дальше, на побережье, потом видит Сухуми и другие города, то у него появляется ощущение, что он попал в такой забытый рай. Там красивое море, красивое побережье, прекрасные люди, прекрасная еда и вино. Люди умеют великолепно танцевать, петь… Мы у себя ничего такого не знаем. Поэтому я и назвал свою выставку «Раненный рай». Для меня это рай, но там видны и раны конфликта.

- Но я посмотрел ваши фотографии – они, скорее, газетные, в жанре социального репортажа. Это не очень похоже на рай. Вы выхватываете именно разрушенный дом или старую надпись на стене «Нет войне!» Это потому, что была задана такая тема?

Вацлав Вашку: Нет, нет. Я фотограф-документалист. Меня не интересует красивая природа или красивые здания. Меня интересует судьба людей, судьба страны. В Абхазии очень нелегко настроиться на эту волну, позволить ситуации на тебя повлиять и вынести из нее что-то, что будет понятно людям, например, здесь. Эта выставка о том, какая сейчас Абхазия, кто такие абхазы, чем они живут. Удалось мне это показать или нет, – это уже другой вопрос.

- Вы сами сказали, что в Чехии никто ничего не знает об Абхазии. И вот люди приходят на выставку, и что они там увидят – полуразрушенные здания?

Вацлав Вашку: Нет, нет. Мне кажется, нет. Они увидят и красоту: природу, красивое море, увидят архитектурные памятники, которые просто прекрасны, - например, монастырь в Новом Афоне. Я там побывал, и это произвело на меня огромное впечатление. Это комплекс памятников, часть из которых относится к седьмому веку нашей эры. У нас в Чехии таких старых памятников нет. И там ты понимаешь, что Абхазия – это страна со старой культурой и своей особой историей.

- Вы там наверняка разговаривали с людьми. Что они говорят? Что они думают о своем будущем?

Вацлав Вашку: Это, конечно, трудный вопрос. Я познакомился со многими молодыми людьми. Эта молодежь абсолютно такая же, как и у нас. Образованные люди, они говорят на иностранных языках, в частности - на английском. Они хотят путешествовать, хотят учиться за границей. Но они находятся в очень сложной ситуации. Когда был этот конфликт, они были маленькими, и мало что помнят. И им трудно понять, почему Абхазия сегодня в такой ситуации, почему ее не признают другие страны. Это тяжело. Чехи живут здесь 2000 лет. Уже тысячелетие мы живем по соседству с немецким народом, на границе империи. И у нас была очень похожая ситуация, когда после второй мировой войны с нашей земли были изгнаны немцы. Они отнюдь не все были злыми, не все поддерживали Гитлера, но тогда была такая ситуация, что их заставили уйти, заставили бросить свое имущество, свои дома. Мы видим, что это до сих пор является раной для двух народов, на лечение которой может потребоваться целое столетие.

- И эта рана кровоточит до сегодняшнего дня?

Вацлав Вашку:
Да, конечно. Немцы сегодня приезжают и смотрят на дома, в которых они раньше жили, а сейчас там живет кто-то другой. Я сам был свидетелем того, как немцы стояли перед таким домом, а он был весь в развалинах, потому что за ним новые владельцы не следят. Представьте, после войны уже прошло почти 70 лет, а эта рана до сих пор не зажила.

- Чаще всего сравнивают Чехословакию и Грузию. В конце 80-х - начале 90-х, когда рушился Советский Союз, между чехами и словаками ситуация была очень похожая на отношения между грузинами и абхазами. Как это было в Чехословакии? Вы могли тогда представить, что чехи могут воевать со словаками?

Вацлав Вашку: Нет, нет. Это очень трудно представить. Я сам в очень сложной ситуации, потому что моя мать словачка, а отец – чех из Моравии. Я себя чувствую чехословаком. Когда я был маленьким, мама дома говорила по-словацки, и я говорю по-словацки немного, а отец говорил по-чешски, и я воспринимал ту страну своей родиной. Поэтому в 1992 году, когда происходило это разделение, я воспринимал это как нечто неправильное, как утрату родины, в которой я родился. Мы, чехи, тогда не могли понять, что происходит. Но словаки столетия были подчинены Австро-Венгерской монархии, и у них, естественно, усиливались настроения по обретению независимости. Они ее как бы имели, но в рамках федерации, и они не чувствовали полной свободы. Мы не понимали, не могли понять – мы вам даем все, что хотите, столько самостоятельности, сколько хотите… Теперь, спустя много лет после разделения, до нас начало доходить, что им нужно было пройти этим путем, удовлетворить эту жажду независимости от Праги или Вены. Сегодня все указывает на то, что разделение было правильным шагом. И сегодня у нас со словаками прекрасные отношения. Я, когда приезжаю в Словакию, чувствую себя прекрасно, у меня множество друзей там, и между нами нет никаких проблем.

- Спасибо, Вацлав. У вас была очень хорошая выставка. Может быть, вы планируете еще одну выставку?

Вацлав Вашку: Я бы с удовольствием еще раз побывал в Абхазии. Это такая земля, в которой оставляешь свое сердце. Когда идешь по пляжу в Сухуми, чувствуешь этот запах эвкалиптов, то сразу в эту страну влюбляешься. Это курортное место, там все в курортном стиле, и ритм жизни такой медленный. Я бы с удовольствием ездил бы туда в отпуск. И я очень хочу, чтобы в Чехии знали об Абхазии больше, и чтобы чехи могли туда ездить.
XS
SM
MD
LG